На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 708 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за отличную подборкуЭтот день в авиац...
  • sergey sava
    Все-таки, не "as", а "ace" - именно так пишется в оригинале слово "туз", изображение которого рисовали асы Первой мир...Этот день в авиац...
  • oleg perow
    Автор! На иллюстрации к статье о патенте Базарова ТРД - турбореактивный двигатель, а в тексте упомянут ТВД - турбовин...Этот день в авиац...

Воздушный парад в Тушино 1961 года

9 июля 1961 года в Тушино состоялся грандиозный воздушный парад, который длился почти 2 часа. Главный руководитель парада – Главный маршал авиации Вершинин К.А., командующий парадом – маршал авиации Руденко С.И.

Проведению парада, как всегда, предшествовала серьезная предварительная подготовка на земле и в воздухе.

Так, например, летчики 234 иап во время подготовки и проведения воздушного парада произвели 827 самолетовылетов с налетом 452 часа. Всего для участия в параде привлекалось 34 летчика «пилотажного» полка.

Построение личного состава 234 иап накануне парада в Тушино. На заднем плане хорошо видны покрашенные (красный верх – синий низ) специально для парада МиГ-19 «ромба» подполковника Фокина.
Кубинка, начало июля 1961 г. Архив М. Пикельного

Во время подготовки к параду не обошлось без трагического летного происшествия. 27 июня во время репетиции над летным полем Тушино произошла катастрофа, в результате которой погиб летчик 234 иап левый ведомый «ромба» на МиГ-19 майор Фитин Юрий Васильевич. Его самолет неожиданно вошел в штопор и упал, не взорвавшись. В это время на подходе к пилотажной зоне находилась другая группа «пилотажного» полка – «пятерка» МиГ-17 . По свидетельству П.Ф. Николаева, одного из летчиков этой группы, ведущий «пятерки» командир 234 иап полковник П.Ф. Мантуров запросил у руководителя полетов команду о дальнейших действиях и, получив подтверждение продолжить, несмотря на катастрофу, выполнение задания, отработал пилотаж «пятеркой» согласно программе.

Состав парадных пилотажных расчетов 234-го истребительного полка во время парада 9 июля 1961 года был следующим.

Одиночный пилотаж на МиГ-19С с бортовым номером «42» демонстрировал майор Швецов Виктор Николаевич. «Ромб» на МиГ-19С: ведущий – зам. командира 234 иап подполковник Фокин Валентин Михайлович, ведомые – летчики Гаврилов Анатолий Иванович, Кисаев Николай Александрович и Медведев Виктор Иванович. «Пятерка» на МиГ-17: ведущий – полковник Мантуров Паисий Филиппович, ведомые – летчики Костяев Евгений Федорович, Тархов Олег Иванович, Герасимов Михаил Петрович и Николаев Павел Федорович.

Все самолеты 234 иап, участвовавшие в параде, были окрашены по специальной схеме: красно-оранжевый верх и темно-голубой низ. Кадры кинохроники, запечатлели бортовые номера МиГ-19 «ромба» Фокина: «40», «38», «44» и «45». МиГ-19 «одиночника» Швецова, все МиГ-17 «пятерки» и самолеты МиГ-19 ведомых в «ромбе» были оснащены специальными дымовыми трассерами, которые помогли сделать и без того безупречный и красивый пилотаж еще более зрелищным.

Первыми в день парада с взлетно-посадочной полосы аэродрома Кубинка в небо ушли группы «пилотажников» 234 иап, а затем звенья 274 апиб на Су-7Б и 32 гиап на МиГ-21Ф-13.

Парад состоял из двух отделений: гражданского и военного. Гражданское отделение парада открыли летчики ДОСААФ на учебных самолетах Як-18, затем свое мастерство продемонстрировали вертолетчики на Ми-1 и Ми-4, спортсмены-мастера высшего пилотажа на спортивных поршневых Як-18п и на реактивных Як-30. Вслед за летчиками ДОСААФ над зеленым летным полем Тушино прошли самолеты «Аэрофлота»: флагман Ту-114 возглавил тройки пассажирских Ту-124, Ту-104, Ил-18, Ан-10А и Ан-24. Вертолетная «страничка» парада была представлена новыми тяжелым транспортным вертолетом Ми-10К, средним транспортным вертолетом Ми-8, противолодочным вертолетом Ка-25 и экспериментальным винтокрылом Ка-22. Затем на поле аэродрома 15 военно-транспортных Ан-12 произвели выброску нескольких воздушно-десантных батальонов, а группа тяжелых транспортных вертолетов Ми-6 доставила в Тушино посадочным методом самоходно-артиллерийские установки АСУ-57 и (макеты-?) ракет на транспортных тележках.

Военное отделение парада, которым руководил командующий ВВС МВО генерал-лейтенант Горбатюк Е.М., открыл летчик 234 иап майор Швецов В.Н., выполнивший филигранный индивидуальный пилотаж на МиГ-19С. Красный самолет майора Швецова в воздухе сменила тройка новейших Су-7Б под управлением летчиков 274 апиб, ведущий майор Барычев Г.В., которая после прохода выполнила энергичную горку. За Су-7Б последовала тройка новейших МиГ-21Ф-13, ведущий зам. командира 32 гиап подполковник Перовский С.М., которая выполнила эффектный роспуск над летным полем Тушино. Следует отметить, что летчики Кубинки впервые продемонстрировали широкой публике и иностранным наблюдателям новейшие носители ядерного оружия истребители-бомбардировщики Су-7Б и сверхзвуковые истребители-перехватчики МиГ-21Ф-13.

Одиночный высший пилотаж на МиГ-19 с дымовыми трассерами выполнил майор Швецов В.Н.
Кадры из кинофильма «Могучие крылья»

Виктор Николаевич Швецов в кабине своего самолета

Затем в воздухе появилась четверка красных МиГ-19С в строю «ромб», ведущий подполковник Фокин В.М., и выполнила отточенный групповой высший пилотаж. «Подготовка к параду, – рассказывал корреспонденту газеты «Красная Звезда» (номер от 11.07.1961 г.) подполковник Фокин, – не основное в нашей службе. «Ромб» идет, как говорится, сверх программы летной подготовки. Ведь каждый из нас, прежде всего – воздушный боец. А это обязывает быть всегда начеку: уметь с первой атаки поражать воздушные цели, выполнять боевые задания в любой обстановке. Наши летчики надежно охраняют родное небо».

«Ромб» Фокина в небе над Тушино сменила «пятерка» полковника Мантурова П.Ф., выполнившая безупречный групповой высший пилотаж, глядя на который казалось, что в воздухе не 5 самолетов, управляемых 5 летчиками, а один большой самолет, который вел один летчик.

МиГ-19С 234 иап в строю «ромб» во время парада в Тушино.

Ведущий «ромба» подполковник Фокин В.М. в кабине своего самолета.
Кадры из кинофильма «Могучие крылья»

После «пилотажников» 234 иап в небе над Тушино появился стратегический бомбардировщик Ту-95 в сопровождении почетного эскорта истребителей МиГ-17 – пара истребителей слева и справа, а за килем «бомбера» – тройка МиГ-17. Это эскорт подчеркивал размеры «стратега». Затем прошли колоннами троек бомбардировщики Ту-95 и Ту-16 с крылатыми ракетами под фюзеляжем, которые сменило звено реактивных противолодочных самолетов Бе-10. Прошли колонны троек сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 и колонна из семи «троек» сверхзвуковых самолетов Як-27Р, которую вел командир 47 ограп (аэродром Шаталово) подполковник Кравцов Е.И. Новейшие всепогодные тяжелые барражирующие перехватчики Ту-128 и истребители-перехватчики Су-9, под крыльями которых были подвешены управляемые ракеты, выкрашенные в красный цвет, продемонстрировали возросшую мощь истребительной авиации ПВО страны.

Высший пилотаж «пятерки» МиГ-17 во время парада

Ведущий «пятерки» полковник Мантуров П.Ф. в кабине самолета.
Кадры из кинофильма «Могучие крылья»

Колонну из 20 «троек»-звеньев 32-го гвардейского и 274-го авиаполков возглавлял командир 9-й истребительной дивизии генерал-майор Астахов С.И., ведомыми у которого были зам. командира дивизии полковник Оноприенко Ф.П. и штурман дивизии полковник Степанов А.В. Ведущим второго звена вылетел командир 32 гиап подполковник Шибанов Н.В., ведущим первого звена Су-7Б 274 апиб – подполковник Шинкаренко И.И. Закрывал военное отделение воздушного парада одиночный пилотаж на МиГ-21Ф-13 с двумя трассерами зам. командира 32 гиап по политической части подполковника Щербины Н.П.

В заключение воздушного парада были продемонстрированы самолеты новейших конструкций: стратегический бомбардировщик М-50 в сопровождении двух МиГ-21Ф-13; экспериментальный самолет Е-66А с ЖРД, на котором 28 апреля 1961 года летчик-испытатель Мосолов Г.К. установил абсолютный мировой рекорд высоты, достигнув в динамическом наборе высоты 34 714 метров; реактивный истребитель Е-6В с твердотопливными ускорителями продемонстрировал короткий взлет с грунтового Тушинского аэродрома.

Ощущение грандиозности воздушного парада над летным полем аэродрома Тушино в день 9 июля 1961 года удалось передать авторам документального фильма «Могучие крылья», выпущенного ЦСДФ (сейчас этот фильм без труда можно отыскать в Интернете). В 1963 году на экраны страны вышел художественный фильм Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо», посвященный началу эры реактивной авиации в нашей стране. В качестве заставки этой черно-белой киноленты была выбрана кинохроника парада в Тушино 1961 года, запечатлевшая, в том числе, одиночный и групповой пилотаж летчиков 234 иап на МиГ-19 с дымовыми трассёрами под плоскостями.

Подполковник Н.П. Щербина Н.П. в кабине истребителя МиГ-21Ф-13 перед вылетом

МиГ-21Ф-13 во время одиночного пилотажа в Тушино.
Кадры из кинофильма «Могучие крылья»

Ссылка на первоисточник
наверх