На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 708 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную подборку.Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    Спасибо за отличную подборкуЭтот день в авиац...
  • sergey sava
    Все-таки, не "as", а "ace" - именно так пишется в оригинале слово "туз", изображение которого рисовали асы Первой мир...Этот день в авиац...

Владимир Ильич Ленин и авиация

В 1909 году, когда появились первые аэропланы, Ленин находился в эмиграции во Франции. В этот год Анри Фарман совершил свой перелет из одного города в другой на расстояние 27 километров, а Луи Блерио буквально потряс мир смелым перелетом через Ла-Манш. Аэропланы только-только начинали подниматься в небо, а Ленин уже пристально следил за ними.

Как только выпадало свободное время, Ильич ехал на аэродром Жювизи на окраине Парижа и пристально наблюдал за полетами первых летающих «этажерок». Он был в курсе всех авиационных событий и новинок. Он восхищался успехами первых русских авиаторов, учеников летных школ Фармана и Блерио, с интересом читал о «борьбе за высоту и дальность» в 1910 году, когда Латам поднялся на 510 метров, а Фарман пролетел 234 километра за 4 часа 17 минут.

Надежда Константиновна Крупская писала, вспоминая весну и лето 1911 года, период работы В.И. Ленина в партийной школе под Парижем в Лонжюмо: «… В свободное время ездили мы с ним по обыкновению на велосипедах, поднимались на гору и ехали километров за пятнадцать, там был аэродром. Заброшенный вглубь, он был гораздо менее посещаем, чем аэродром Жювизи. Мы были часто единственными зрителями, и Ильич мог вволю любоваться маневрами аэропланов».

Этот интерес Владимира Ильича к авиации был глубок и не случаен. Еще в 1914 году он назвал наше столетие «веком аэропланов», уже тогда предвидя за этим гениальным открытием человечества огромное будущее.

На посту Председателя Совнаркома, возглавив первое в мире Советское государство, Владимир Ильич Ленин подписал много документов, направляющих развитие авиации.

Уже на второй день после Октябрьского восстания В. И. Ленин ставит задание об использовании авиации, а на четвертый день в Смольном организуется первая революционная ячейка управления авиацией — Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания. Штаб Бюро немедленно приступил к организации охраны авиационного имущества, формированию в Петрограде авиационных отрядов и отбору для них надежных кадров.

В декабре 1917 года по указанию В. И. Ленина создается Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом республики. Это был централизованный орган коллегиального руководства, принятого в то время во всей армии. Коллегия объединяла все отрасли воздушного дела и осуществляла руководство авиационными предприятиями. Ей была подчинена сухопутная и морская авиация страны.

Она работала в огромном полупустом здании на Фонтанке. Старые сотрудники Увофлота, саботируя все мероприятия Советской власти, большей частью на службу не являлись. Кто-то приказал прекратить работу кочегарки, вода из отопительной системы была не выпущена, от сильного мороза разорвало трубы, и в здании стоял страшный холод. Нашли комнату с камином. Но, хотя огонь пылал в нем все время, согреть большое помещение не удавалось. Проходили дни и ночи неустанной работы по сколачиванию красной авиации. Трудились без отдыха.

Задачи перед коллегией стояли огромные: ломка и реорганизация старых центральных и местных управлений воздушного флота, отбор авиационных кадров на фронте и в тылу, сохранение разбросанного по всей стране имущества и авиазаводов, общие вопросы формирования авиационных частей и учреждений, подготовки кадров, прохождения службы. Занимались также организацией научно-исследовательской работы, распределением авиаимущества и горючего. С февраля 1918 года коллегия включилась в непосредственное руководство боевой работой, организуя ПВО Петрограда, давая указания об эвакуации и передислокации частей и т. д. Начальником авиационного отделения ПВО Петрограда был назначен военный летчик Л. А. Культин, а опытный летчик И. П. Ильзин с Гатчинского аэродрома участвовал в выполнении летных боевых дежурств.

И все-таки возникало множество трудностей. Дело усложнялось тем, что некоторые «консультанты» из старых специалистов старались доказать, будто авиация слишком «дорогая игрушка» и ее содержание не по плечу разоренному государству, лишенному технической помощи извне. Но это, как говорят, полбеды. Хуже было другое: вслед за «консультантами» пошли некоторые революционные работники, те, которые не понимали крайней необходимости создания отечественной авиации. Несомненно, что усердие подобных «консультантов» и их подголосков было на руку реакционным руководителям главнейших буржуазных государств, видевших в авиации сильное оружие для подавления слабых стран и развернувших широкую подготовку к удушению молодой Советской республики.

Дошло до того, что некоторые комиссии и совещания, используя директивы о переключении части военной промышленности на мирное производство, готовили проект ликвидации даже тех немногих и хилых авиационных предприятий, которые достались нам в наследство от старой России. В то же время рабочие авиазаводов делали все возможное для продолжения работы.

В процессе текущей деятельности коллегии в полном объеме встал вопрос о дальнейших размерах и формах строительства красного воздушного флота.

Официальное оформление указаний В. И. Ленина о необходимости развития воздушного флота последовало в приказе № 84 Наркомата по военным и морским делам и в директивах коллегии о правилах приема частей старой авиации в Красную Армию.

Первые же слова приказа давали личному составу частей жадно ожидавшуюся ими ориентировку:«Все авиационные части и школы сохранить полностью для трудового народа».

Это, однако, не означало еще поголовного, автоматического принятия авиаотрядов в Красную Армию. Основным мерилом для решения коллегии воздушного флота о возможности приема каждой отдельно взятой части служила, как и предложил Владимир Ильич, реальная боевая работа по заданию революционных организаций на фронте или местных Советов в тылу. Учитывались в результаты голосования общих собраний частей о переходе в Красную Армию. Принимались во внимание данные заново проведенных перевыборов командиров.

То обстоятельство, что коллегия распространила условия приема и на красногвардейские авиачасти, может показаться излишним усердием. Но в те времена приходилось сталкиваться с наличием колебаний и с фактами самой беззастенчивой политической маскировки контрреволюционеров и разного рода авантюристов. Во всяком случае принятые коллегией меры свидетельствовали о крепости той зарядки, которая была дана 21 января Лениным в отношении бдительности при отборе людей и частей в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию.

В мае того же 1918 года по указанию Ленина учреждается Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Глав-воздухфлот), которое руководит военными воздушными силами страны.

Осенью 1918 года Ленин, занятый многими и многими делами, потребовал представить ему сведений относительно специальных изданий Главного управления воздушного флота.

В результате вмешательства вождя в дела авиации отношение к воздушному флоту изменилось. Формирование советских авиачастей пошло полным ходом. В течение года было сколочено более 60 авиационных отрядов.

В. И. Ленин считал авиацию одним из самых действенных средств, наиболее оперативным родом оружия. Помощь летчиков в тяжелых условиях гражданской войны по его указанию использовалась неоднократно. 

Владимир Ильич Ленин много раз давал конкретные указания о боевом применении авиации. В 1919 году белогвардейская конница Мамонтова, совершив прорыв Южного фронта, создала угрозу для Москвы. По инициативе Ленина была создана авиагруппа особого назначения — сильный авиационный кулак, нанесший вражеской кавалерии ряд чувствительных ударов. Широко известна относящаяся к этому времени записка Владимира Ильича о штурмовке вражеской конницы с бреющего полета. Именно штурмовка колонн белой кавалерии сыграла большую роль в борьбе с мамонтовским корпусом. Не менее ценными были и разведывательные полеты красных летчиков, следивших за каждым шагом белогвардейских частей.

...1 мая 1918 года Владимир Ильич, выбрав свободный часок, поехал на Ходынское поле – там был московский аэродром – и с интересом наблюдал за полетами. Страна в то время находилась в страшной разрухе, со всех сторон наседали враги. Потрепанные самолеты и изношенные моторы как бы дополняли и без того неприглядную картину доставшейся в наследство от царской России авиации. В этот же день 1 мая 1918 года над Красной площадью Москвы в воздушном параде принял участие всего один (да-да, один!) самолет. Это был старый «Ньюпор-XXI», который пилотировал летчик Иван Николаевич Виноградов. Ленин задумчиво проводил взглядом этот единственный самолет.

А уже осенью 1918 года Ленин поддерживает инициативу Николая Егоровича Жуковского и его ученика Андрея Николаевича Туполева о создании Центрального аэрогидродинамического института – знаменитого впоследствии ЦАГИ, возглавившего в стране авиационную науку.

 

http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_zvezdy_na_krylyah/02....

http://www.sla.ru/library/lit/kak/kak49/

наверх