23 января 1962 года экипаж во главе с летчиком-испытателем И.М. Сухомлиным совершил на самолете Ту-126 первый вылет с макетом радиотехнического комплекса (РТК) «Лиана». Всего таких испытательных полетов, в ходе которых определялись летные характеристики Ту-126, было выполнено семь, а затем в подмосковном г. Луховицы на машину была установлена реальная аппаратура, разработанная специалистами МНИИП - ныне ОАО «Концерн «Вега».
Входящая в состав РТК «Лиана» (главный конструктор В.П. Иванов) радиолокационная станция (главный конструктор А.Т. Метельский) в то время считалась настоящим чудом техники. Согласно заявленным данным она позволяла обнаруживать воздушные цели (в зависимости от их размеров) на дальностях от 100 до 350 км и морские цели типа крейсер – до 400 км. Бортовая телекодовая аппаратура могла передавать полученные сведения на командные пункты противовоздушной обороны (ПВО) и ВМФ, расположенные на расстоянии до 2000 км. Чтобы обеспечить круговой обзор, антенная система РЛС была установлена над фюзеляжем на пилоне высотой 2,6 м и в процессе работы вращалась со скоростью 10 об/мин. Так появился первый в мире самолет ДРЛО с вращающимся грибовидным обтекателем РЛС, что стало подлинным техническим новшеством, заимствованным позже американскими специалистами.
Ту-126 с радиотехническим комплексом «Лиана»
В 1965 году самолет был принят на вооружение, а в следующем – началось поступление первых машин в 67-ю отдельную авиационную эскадрилью ДРЛО, которая базировалась под Шауляем (Литовская CCP).
Практически Ту-126 позволял решить две задачи: обнаружение и проводку воздушных целей, а также ведение радиотехнической разведки. Экипажи Ту-126 отрабатывали взаимодействие с перехватчиками Як-28П. Полученные данные по телекодовой связи передавались на пункты приема, расположенные в пос. Васьково (Архангельская обл.) и г. Североморске (Мурманская обл.), далее в Москву и по системе «Воздух-1» – всей системе ПВО CCCP.
Проекции самолета Ту-126 с РТК «Лиана»
67-я отдельная авиационная эскадрилья принимала участие и в крупных учениях (например, «Океан» в 1970 г.), но в основном полеты выполнялись по заданию штаба 10-й отдельной армии ПВО, а иногда по заявкам Северного флота. Постоянного боевого дежурства организовано не было, однако самолеты всегда были готовы к вылету.
С 1984 года авиапарк самолетов ДРЛО стал заменяться на более новые самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50 (разработчик ОАО «Концерн «Вега»), которые стоят на вооружении и в настоящее время.
Источник: сайт ОАО "Концерн радиостроения «Вега»"
http://www.vega.su/press-room/news/?ELEMENT_ID=566
Свежие комментарии