

1844 - (14 мая - ст.ст.) Родился генерал-лейтенант авиации от кавалерии Александр Васильевич Каульбарс Alexander Wilhelm Andreas von Kaulbars. Основатель первого в России аэроклуба, заведующий авиационным делом в армиях Северо-Западного фронта. Считается одним из первых создателей и руководителей Воздушного флота России

1848 - Родился Отто Лилиенталь, немецкий инженер, один из пионеров авиации, объяснивший причины парения птиц. Создал науку о планеризме. Эксперименты с летающим крылом Отто Лилиенталь начал после многочасовых наблюдений за полетами птиц. Исследуя аэродинамику птичьих крыльев, он пришел к выводу, что и у планера крылья в поперечном сечении должны иметь вогнутость, обращенную вниз. Скелет крыла изготавливался из ивовых прутьев, которые затем обтягивались полотном. Совершил на своих планерах более 2 тыс. полётов. В 1896 году смелый испытатель разбился.

1914 - Родился ученый в области РКТ К.Д.Бушуев.
В 1936 году Бушуев поступил в Московский авиационный институт на самолётостроительный факультет, который оканчивает в 1941 году. С 1948 работал начальником проектного бюро, с 1954 года заместитель главного конструктора, с 1973 года главный конструктор. С 1970 заведующий кафедрой Московского физико-технического института (профессор с 1962). Бушуев — один из создателей ряда КА для исследования околоземного космического пространства, Луны, Венеры, Марса, Космического Корабля «Восток», Космического Корабля «Восход», Космического Корабля «Союз». Он был техническим директором проекта ЭПАС с советской стороны (1973—1975). Основные труды - по вопросам прикладной динамики, прочности ЛА.
1915 - Первый полёт Fokker Eindecker. Пилотировал Энтони Фоккер на военном аэродроме под Берлином.
Разработанный в апреле 1915 года первый Эйндеккер ("моноплан") был первым специально построенным немецким истребителем и первым самолетом, оснащенным механизмом синхронизации. С июля 1915 года и до начала 1916 года Эйндеккер обеспечивал ВВС германской армии (тогда Fliegertruppen des deutschen Kaiserreiches) превосходство в воздухе над самолетами Антанты.
Этот прототип передан асу лейтенанту Отто Паршау.
1917 - Гарри Хокер облетал прототип истребителя Dolphin (Разработчик: Sopwith, Великобритания)
Плохой обзор из кабины биплана пытались улучшить разными способами. Одна из таких попыток привела к появлению в первой половине 1917 года этого самолета.
Идея состояла в том, что у верхнего крыла убрали центроплан, а раздельное верхнее крыло крепилось к фюзеляжу на стойках. Пилот сидел в кабине под рамой из стальных труб, которая заменяла собой центроплан. Чтобы улучшить обзор в еще большей степени, носовую часть фюзеляжа заузили, отказавшись от предусмотренного проектом лобового радиатора. По этим же соображениям машина получила узкий рядный двигатель "Испано-Сюиза". "Долфин" был первым самолетом фирмы "Сопвич" с рядным двигателем. Нижнее крыло сдвинули вперед относительно верхнего. Все перечисленное придало "Долфину" необычный внешний вид. Никакой защиты для пилота при капотаже не предусматривалось, считалось, что достаточное пространство для головы обеспечит небольшое возвышение крыла. Позднее добавили дуги из трубки на верхней стороне верхнего крыла. Отдельные машины все же получили противокапотажную дугу. Несмотря на этот недостаток, самолет получился удачным, начался его серийный выпуск..
1923 - Ла Сиерва был выдан патент за № 84685 "Усовершенствование в аэропланах с вращающимися крыльями" он охватывал получение сцентрированной подъемной силы не за счет циклического изменения шага лопастей, а за счет их махового движения.

1928 - Старт экспедиции на дирижабле «Италия» к Северному полюсу Земли. Экипаж под руководством итальянца Умберто Нобиле с экипажем из 16 человек вылетел из Ню-Олесунна на Шпицбергене. Пролетел над Северным полюсом. Но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, оставшиеся около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием «красная палатка». Для спасения выживших в разных странах было организовано несколько экспедиций. Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин».

1929 - Проведены испытания динамореактивной пушки Л.В.Курчевского
1929 - Установлен мировой рекорд высоты полёта среди сухопутных самолетов, истребитель LGL-324 (Разработчик: Loire-Gourdou-Lesseurre, Франция ) поднялся с полезной нагрузкой в 500 кг на высоту 9600 м.
LGL-324 представлял собой стандартный истребитель LGL-32 который был изменен для установки звездообразного двигателя Jupiter VII мощностью 500 л.с. с турбонагнетателем для полетов на больших высотах.

1931 - Родился генеральный конструктор АНТК им. О.К.Антонова (с 1984 г.) П.В.Балабуев.
Закончил Харьковский авиационный институт (1954), инженер-механик самолетостроения.
С апреля 1954 года начал работу на Харьковском авиастроительном предприятии:
сначала инженер-конструктор,
с 1956 — начальник мастерской,
с 1959 — начальник сборочного цеха,
с 1960 — ведущий конструктор, исполняющий обязанности начальника производства,
с 1961 — заместитель главного конструктора, начальник представительства АНТК на ТАПОиЧ,
с 1965 — директор исследовательского завода КБ,
с 1968 — заместитель главного конструктора,
с 1971 — главный конструктор, первый заместитель генерального конструктора,
с 1984 — генеральный конструктор АНТК имени О. Антонова.
С его участием и под его руководством разрабатывались самолеты: Ан-22 «Антей», Ан-72, Ан-74, Ан-32, Ан-28, Ан-124 «Руслан», наибольший в мире самолет Ан-225 «Мрия». Среди последних разработок пассажирский Ан-140 и Ан-148, многоцелевой Ан-38, Ан-70.
Глава совета директоров Международного консорциума «Средний транспортный самолет». Руководитель программы по выполнению контракта с Республикой Иран. Член Совета экспортеров при Кабинете министров Украины (с февраля 1999 года).
Автор свыше 100 научных работ. Разработал научные основы проектирования и практического воплощения в конструкцию тяжёлых транспортных самолетов суперкритических профилей крыла.
Петр Балабуев подал заявление об увольнении с АНТК имени О. Антонова по собственному желанию 27 мая 2005 года, объяснив свой уход "невыполнением условий контракта министерством промышленной политики Украины."
Умер 17 мая 2007 года в Киеве.

1933 - Первый полет "многоместного истребителя" МИ-3 (АНТ-21). В его задачу входило как сопровождение бомбардировщиков на большие расстояния, так и стратегическая разведка, бомбардировка противника мелкими бомбами. МИ-3 стал первой советской машиной с убирающимся шасси.
1934 - Первый полет экспериментальной крылатой ракеты 06/1, спроектированной под руководством С.П.Королева и оснащенной гибридным реактивным двигателем и автоматом устойчивости. На ракете был установлен кислородный двигатель с максимальной тягой ~50 кг. Вес ракеты составлял 30 кг. Взлет ракеты осуществлялся по-самолетному, т. е. с горизонтальных направляющих. Предполагалось, что потом ракета будет подниматься по наклонной траектории (примерно под углом 60 к горизонту), а после окончания работы двигателя перейдет на планирующий полет. Однако первые же полеты показали неудовлетворительную устойчивость ракет 06/1. Ракеты делали мертвые петли, бочки и другие фигуры высшего пилотажа, но расчетной траектории не получалось.

1937 - Мировой рекорд дальности по прямой на легком гидросамолете АИР-6гидро А.С.Яковлева на маршруте Киев-Батуми установил Я. Письменский - 1297,1 км (1-я категория)
1938 - В Валентине Куз под Турином состоялся первый полет прототипа истребителя Фиат CR.42 Falco, оснащенного 14-цилиндровым двухрядным двигателем воздушного охлаждения Фиат А 74R1 С38 (мощность 840 л.с.) в тесно пригнанном кольцевом обтекателе.
1940 - Приказ НКАП №228: "Начальнику Первого Главного Управления тов. Шиц и директорам самолетных заводов с 25 мая с.г. отменить существующую окраску самолетов (красный, стальной, белый, серый и др.) как демаскирующую и перейти на нижеследующие цвета покрытий: а) верхняя поверхность крыльев и оперений, боковые поверхности фюзеляжей - зеленоватый цвет (под цвет травы); б) нижняя поверхность крыльев, оперений и фюзеляжа - бледно-голубоватый цвет (под цвет облаков). Вся продукция, окрашенная на 25 мая с.г. по существующим расцветкам в самолетах и агрегатах, перекраске не подлежит".
1944 - Первый полет ночного бомбардировщика ОКБ Поликарпова НБ состоялся на Центральном аэродроме в Москве. Заводские испытания вел летчик Гаврилов. К сожалению, полеты бомбовоза были прерваны смертью Н. Н. Поликарпова, последовавшей 30 июля 1944 года. Насколько известно, какое-то время спустя НБ раздавили бульдозером.
1944 - Впервые поднялся в воздух первый прототип английского истребителя МВ.5 (R2496). Пройдя все стадии усовершенствований истребитель МВ.5 внешне стал сильно напоминать американский Р-51 "Mustang" с двигателем "Merlin". Он собирался из стальных труб и имел много съёмных панелей, значительно облегчавших доступ к узлам и агрегатам самолёта. Вооружение состояло из четырех стандартных 20-мм пушек Hispano-Suisa Mk.II. Кроме того, вместо ненадежного двигателя Napier "Sabre" был установлен более перспективный, но также крайне "сырой" Rolls-Royce "Griffon" 83. Этот V-образный 12-цилиндровый двигатель развивал мощность 2340 л.с. и вращал два соосных пропеллера - передний типа De Havilland Hydromatic SKP 74489/15A диаметром 3.58 метра и задний - SKP 74490/18A диаметром 3.54 метра. Серийно не строился.
1944 - По приказу НКАП №351 разработка самолета "особого назначения" была поручена конструкторскому бюро, возглавляемому В.Г. Ермолаевым. Было решено - для быстрейшего выполнения задания - самолет делать на базе бомбардировщика Ер-2. Машина получила обозначение - Ер-2ОН.
1947 - Состоялся первый полет самолета NC 1070. NC 1070 - легкий ударный самолет, разработанный французской фирмой Societe Nationale de Construction Aeronautiques du Centre (SNCAC). Самолет разрабатывался по заказу ВВС Франции и являлся соперником самолета Nord 1500 Noreclair. NC1070 планировалось использовать в роли штурмовика, фронтового разведчика и торпедоносца. На самолете были установлены два поршневых двигателя Gnôme Rhône 14R-24 мощностью 1600 л.с. Вооружение самолета включало четыре 20-мм пушки, легкие бомбы или одну торпеду подвешиваемую под фюзеляжем. Был так же проект создания на его базе палубного противолодочного самолета. Летные испытания прошли вполне успешно, однако ВВС вскоре утратило интерес к поршневым самолетам и проект был остановлен.
1948 - Начала работу первая аэродинамическая труба с испытательной секцией, скорость воздушного потока в которой достигала 4828 км/ч (США)

1949 - Первый полёт опытного И-312 (учебно-тренировочного УТИ МиГ-15); В.Н. Юганов.
Опытный экземпляр самолета УТИ МиГ-15, получивший заводское обозначение И-312 и шифр "СТ", был переделан из серийного истребителя МиГ-15 №104015 производства завода №1 в течение марта-мая 1949 года.

1953 - Первый полет самолета Норт-Америкен F-100А (YF-100A) "Супер Сэйбр". Этот одноместный истребитель являлся первым боевым самолетом, способным в течение длительного времени совершать полет на сверхзвуковых скоростях. 29 октября 1953 года самолет установил новый мировой рекорд скорости полета, развив среднюю скорость 1208,24 км/ч. На самолете устанавливался турбореактивный двигатель PW J-57-P-7 с тягой 4300 кг. Взлетный вес самолета 10 400 кг, практический потолок 15 200 м. Стрелковое вооружение состояло из четырех 20-мм пушек М-39. Имелись точки крепления для подвески бомб.
1954 - Впервые поднялась в воздух усовершенствованная модель итальянского УТС G.82, имеющая более мощный двигатель Rolls-Royce Nene. G.82 - учебно-боевой самолет, разработанный итальянским конструктором Джузеппе Габриэлли на фирме Fiat. G-82 является модернизированной версией самолета G-80. Первые опытные экземпляры G-80 были оснащены турбореактивным двигателем de Havilland Goblin. Вариант G.82 внешне отличался от G.80 тем, что имел удлиненный фюзеляж, большую стреловидность крыла, а также дополнительные концевые топливные баки. В 1955 году самолет был представлен на конкурс NATO, однако не добился там никакого успеха. Были построены только пять экземпляров G.82 для летной школы, три из них использовались до 1959 года в испытательном центре Reparto Sperimentale di Volo.
1955 - Вышло Постановление Правительства об организации ОКБ-256 и о постройке экспериментального самолета Цыбина PC (НМ-1, РСР). Документ подписали первые 13 членов Политбюро и правительства СССР: Г. М. Маленков, Н. С. Хрущев, Н. А. Булганин, Л. М. Каганович, А. И. Микоян, М. А. Суслов, Г. К. Жуков, П. Н. Поспелов, К. Е. Ворошилов и др. Тогда же определили и смету в 224 млн. 115 тыс. руб. Срок выпуска первой летной машины был установлен к 1 февраля 1957 года, дублер должен был быть закончен к 1 апреля 1957 года.
1964 - Постановлением Совета Министров СССР система ДБР-1 была принята на вооружение ВВС Советской Армии. Серийный выпуск ДБР-1 был освоен на Воронежском авиационном заводе (завод N 64) и продолжался с 1964 по 1972 годы, всего было выпущено 52 экземпляра "самолета 123". Система ДБР-1 состояла на вооружении до 1979 года. в 1964 году принят на вооружение беспилотный разведывательный самолет "Ту-123" ("Ястреб").
1966 - Приказом № 43 по ЦКБЭМ, ныне РКК "Энергия", в группу космонавтов - испытателей лётно-методического отдела № 731 для участия в испытаниях нового корабля "Союз" и лунных кораблей Л1 и Л3 были включены инженеры:
1. Сергей Николаевич Анохин
2. Владимир Евграфович Бугров
3. Владислав Николаевич Волков
4. Георгий Михайлович Гречко
5.Геннадий Александрович Долгополов
6. Алексей Станиславович Елисеев
7. Валерий Николаевич Кубасов
8. Олег Григорьевич Макаров
1967 - Главный летчик-испытатель хэтфилдского подразделения "Хаукер Сидли" Джон Каннингхем впервые поднял в воздух первый прототип английского патрульного противолодочного самолета H.S.801 (Nimrod MR1) и перелетел из Честера в Вудфорд для проведения начальной стадии летных испытаний.
1967 - Полет первого прототипа легкого многоцелевого самолета Kittiwake (G-ATXN). Легкий многоцелевой самолет Kittiwake был разработан Roy и Anne Proctor, при содействии инженера Kit Mitchell. Второй экземпляр предназначенный для конкурсных испытаний в ВМС США был построен компанией Registered Homebuilt Aircraft. При постройке он получил гражданский регистрационный номер G-BBRN. После первого полета, состоявшегося 21 октября 1971 года, его передали в Учебный центр ВМС Великобритании. Там ему присвоили военный регистрационный номер XW784. В середине 70-х фирмой Robinson Aircraft из Blackbushe был построен двухместный вариант самолета - Kittiwake II (G-AWGN).

1971 - Экипаж самолета Ту-134А югославской авиакомпании Aviogenex (YU-AHZ) выполнял рейс по маршруту Лондон/Гатвик (Великобритания) – Риека (Югославия). На борту находилось 76 пассажиров и 7 членов экипажа.
Заход на посадку выполнялся в неблагоприятных погодных условиях. На удалении 4 км до ВПП самолет попал в сильную кучево-дождевую облачность, сильный ливневой дождь и сильную турбулентность. Восходящий поток воздуха поднял самолет и накренил его на правый борт. Самолет оказался выше глиссады. На удалении 800 м до ВПП и на высоте 60 метров экипаж принял решение продолжать заход и выполнить посадку.
Самолет коснулся ВПП правой стойкой шасси с воздушной скоростью 160 км/час и перегрузкой 4 g. Правое крыло отсоединилось от фюзеляжа, самолет перевернулся. Оставшаяся часть крыла изогнулась и заблокировала аварийный выход. Самолет прошел юзом еще 700 метров и загорелся. Погибли 75 пассажиров и 3 члена экипажа.
1974 - Катастрофа самолета Як-40 Украинского УГА (CCCP-87579).
Столкнулся с землёй при заходе на посадку в аэропорт Киева. Погибли 29 человек.
Вероятные причины: неправильная установка давления аэродрома или потеря работоспособности экипажем вследствие отравления угарным газом. Погибают 29 человек.

1978 - Катастрофа Ту-144Д в Воскресенском районе Московской области в окрестностях города Егорьевск.
Во время испытательного полета модернизированного варианта самолёта, Ту-144Д (№ 77111), произошло возгорание.
Авиалайнеру предстояло совершить второй контрольно-приёмный полет, в ходе которого сперва предстояло вывести самолёт на сверхзвуковую скорость (2 Маха), а затем, уменьшив скорость, выполнить на высоте 3000 метров запуск вспомогательной силовой установки (ВСУ).
Комиссия установила, что на самолете в процессе снижения с высоты крейсерского полета до 3 000 м возникла течь топлива (керосина Т-8), приведшая к утечке из топливной системы около 8 тонн за время возникновения течи до приземления (около 37 минут). Топливо при утечке попадало в межканальные пространства задних частей воздухозаборников. При запуске ВСУ топливо воспламенилось. Из зоны ВСУ пожар, в момент его возникновения, перебросился в зоны двигателя №3, ЗЧВЗ-1 и ЗЧВЗ-2, а также в центральное тело фюзеляжа.
Экипаж:
Э. В. Елян (КВС, но сидел в правом кресле — летчик-испытатель ЖЛИиДБ, был командиром в первом полёте первого Ту-144 (31 декабря 1968 года, борт CCCP-68001); В. Д. Попов (второй пилот, но сидел в левом кресле — летчик-испытатель ГосНИИГА; В. В. Вязигин — штурман-испытатель ГосНИИГА; О. А. Николаев — бортинженер-испытатель ЖЛИиДБ;В. Л. Венедиктов — бортинженер-испытатель ГосНИИГА; В. М. Кулеш — ведущий инженер по испытаниям ЖЛИиДБ; В. А. Исаев — ведущий инженер по испытаниям ГосНИИГА; В. Н. Столповский — ведущий инженер по силовой установке (ГосНИИГА).
Экипаж совершил вынужденную посадку неподалеку от города Егорьевска. После приземления спаслась только часть экипажа. Бортинженеры О. А. Николаев и В. Л. Венедиктов оказались зажатыми на рабочем месте и погибли.
1991 - При заходе на посадку в ленинградском аэропорту Пулково потерпел крушение пассажирский авиалайнер Ту-154Б-1 СССР-85097, следовавший рейсом Сухуми-Ленинград. Пилот слишком резко опустил лайнер, и тот коснулся земли за 13 м до начала ВВП и разломился пополам. Из 181 человека погибли 13. Кроме того, погибли двое находящихся на земле техников.
2001 - Выданы сертификаты типа на Ан-225 Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и Государственным департаментом авиационного транспорта Украины («Укравиатранс»), что позволило начать коммерческое использование самолёта в качестве перевозчика грузов.

2005 - Впервые на тепловом аэростате достигнут Северный полюс, аэростат "Святая Русь", В.Ефремов, В.Газарян, Э.Мазур, 980 км от мыса Арктический (арх. Северная Земля)
2006 - Прекращено производство ближнемагистрального пассажирского самолета Boeing 717. Boeing передал два последних лайнера 717-200 клиентам на своем заводе в Лонг-Бич, Калифорния. Всего построено 156 самолётов. Боинг 717 — самый маленький реактивный самолёт, произведённый концерном Boeing. Самолёт McDonnell Douglas MD-95, переименованный в Boeing 717 после приобретения Боингом авиастроительных заводов Дуглас в августе 1997 года, стал последней моделью выпускавшейся с 1960-х годов серии среднемагистральных самолётов Дуглас DC-9 и MD-80/90. Первый полёт Боинг 717 совершил 2 сентября 1998 года.
2006 - Под управлением лётчика-испытателя И.Х. Кирамова самолет F-1 "Фаворит" совершил первый полет. F-1 "Фаворит" предназначен для участия в соревнованиях по высшему пилотажу, подготовки летчиков - спортсменов, участия в аэрошоу, а также для развлекательных и туристических полетов. Самолет Ф-1 "Фаворит" является модернизированным вариантом самолета Б2М "Москит". Самолет создан группой "Авион" совместно с Московским авиационным институтом. По сравнению с прототипом "Фаворит" имеет прямое верхнее крыло, облегченную ферму фюзеляжа, переработанное шасси, увеличенный диапазон эксплуатационных перегрузок. В октябре 2006 года на самолете летчик О. Фёдоров выполнил фигуры высшего пилотажа.
2012 - Прототип новой межконтинентальной баллистической ракеты (наземный аналог морского комплекса Р-30 "Булава") запущен с космодрома Плесецк в Архангельской области. Учебный блок прибыл в заданный район на полуострове Камчатка. Ракета способна преодолевать создаваемые системы противоракетной обороны.
Свежие комментарии