На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 710 подписчиков

Свежие комментарии

  • oleg perow
    Автор! На иллюстрации к статье о патенте Базарова ТРД - турбореактивный двигатель, а в тексте упомянут ТВД - турбовин...Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную подборку.Этот день в авиац...
  • Сергей Ковалев
    вот тем китацы от нас и отличаются - берут и делают. а мы сегодня одной говорильней заняты. безответственной.«Если Boeing и Ai...

Этот день в авиации. 15 сентября

1906 г. – родился Л.Р. Гонор, организатор ракетной отрасли, первый директор НИИ-88.

1909 г. – Первые полеты известного воздухоплавателя Леганье на аэроплане Вуазен на Хордынском поле в Москве. Вот что писала об этом газета "Русское слово":

"Первые две попытки не удались: аэроплан поднимался не выше 1/2 аршина.

Следующие две оказались более удачными. Леганье поднялся на высоту 2—2,5 сажени, продержался в воздухе секунд десять и благополучно спустился. Публика шумно приветствовала воздухоплавателя и, прорвав цепь городовых, устремилась к аэроплану. Леганье подняли на руки и стали качать. Очистить беговое поле удалось только при помощи вызванного наряда конных жандармов. Леганье возобновил по-пытки, но взлететь ему больше не удалось. Был вывешен черный флаг. Публика стала расходиться...  Студент ИТУ Г.Х.Сабинин вспоминал о ложившихся на землю зрителях, желающих самим удостовериться, что колеса отделились от земли..."

1917 г. – родился М.Т. Фёдоров, военный лётчик, Герой Советского Союза (26.10.1944), командир звена 431-го шап 299-й шад 16-й ВА 1-го Белорусского фронта. В Красной Армии с 1940 г. В 1943 г. окончил Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов. На фронте Великой Отечественной войны с августа 1943 г. Первые боевые вылеты М. Фёдоров сделал на штурмовку войск противника в районе городов Кромы, Севск. 12.10.1943 г. 10 штурмовиков, в т.ч. и М. Фёдоров, вылетело на поддержку наземных войск в р-не пос. Старое Село. Перед атакой наших подразделений штурмовики бомбами, пушечно-пулемётным огнём и реактивными снарядами тщательно обработали опорный пункт врага.

М. Фёдоров взорвал склад с боеприпасами, подавил 2 зенитных установки врага. Но и самолёт Фёдорова получил пробоины, были повреждены рули управления. Проявив лётное мастерство, лейтенант привёл самолёт на аэродром. 11.01.1944 г. в р-не Чирковичей М. Фёдоров, вылетев ведомым пары, заметил колонну автомашин. Штурмовики, снизившись до бреющего полёта, начали штурмовые действия. М. Фёдоров едва успел поджечь 3 машины, как в воздухе показались «фоккеры» и устремились на ведущего. М. Фёдоров пушечно-пулемётным огнём отбил 3 атаки истребителей, надёжно прикрыв товарища. Пара благополучно возвратилась на свой аэродром. В марте 1944 г. М. Фёдоров в снегопад вылетел на воздушную разведку в р-не г. Ковеля. Несмотря на непогоду, ему всё же удалось обнаружить скопление вражеских танков и автомашин. Вместе со своим ведомым М. Фёдоров обрушил на врага реактивные снаряды, огонь из пушки и пулемёта. А потом в ещё более усилившийся снегопад он смог безошибочно привести самолёт на свой аэродром. 24.06.1944 г. в наступление перешёл 1-й Белорусский фронт. На четвёртый день наступления в р-не г. Бобруйска в двух «котлах» были окружены до 40 тыс. гитлеровцев. На уничтожение этих войск не раз водил свою группу штурмовиков лейтенант М. Фёдоров. Только за 27 июня он лично уничтожил крупный склад боеприпасов, 10 автомашин, 7 повозок и до 30 солдат противника. После освобождения г. Бреста боевые действия переместились на территорию Польши. Уде 10.08.1944 г. М. Фёдоров в составе полка и 10 истребителей прикрытия штурмовал цели в р-не г. Главучев. На обратном пути штурмовики заметили 25 «Юнкерсов» под прикрытием 10 «фоккеров». Штурмовики врезались в строй «Юнкерсов». Воспользовавшись замешательством, они сбили 2 вражеских бомбардировщика. Тем временем истребители прикрытия, завязав бой с «фоккерами», сбили 8 неприятельских самолётов, потеряв лишь один свой. К сентябрю 1944 г. М. Фёдоров совершил 95 боевых вылетов, из которых 17 – на боевые задания в сложных метеорологических условиях, 14 – на воздушную разведку и фотографирование обороны противника. 13 раз он участвовал в воздушных боях с вражескими истребителями и, отражая их атаки, в группе с другими штурмовиками сбил 2 из них. За время боевых вылетов М. Фёдоров уничтожил 9 танков, 14 полевых и 9 зенитных орудий, 7 миномётных батарей, 14 железнодорожных вагонов, паровоз, 2 переправы, 3 склада боеприпасов, склад горючего, 42 повозки и до 500 человек вражеской пехоты. Указом Президиума ВС СССР от 26.10.1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Фёдорову М.Т. было присвоено звание Героя Советского Союза. Но получить орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» Фёдорову не пришлось. 05.09.1944 г. при прорыве вражеской обороны западнее польского г. Острув Мазовецкий лейтенант Михаил Фёдоров погиб. Похоронен в братской могиле в г. Острув Мазовецкий в Польше. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалью. 

1935 г. – родился А.А. Щербаков, лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института Герой Советского Союза (26.04.1971), полковник. В армии с 1943 г. В 1943 г. окончил Вязниковскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. Участник Великой Отечественной войны. В сентябре 1943-октябре 1944 гг. – лётчик 12-го гв. иап ПВО г. Москвы; нёс боевое дежурство на Ходынском аэродроме. В октябре 1944-мае 1945 гг. – лётчик 176-го гв. иап (1-й Белорусский фронт); совершил 25 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв, в которых сбил в составе группы 1 самолёт противника. В 1951 окончил ВВИА им. Н.Е. Жуковского, в 1953 г. – Школу лётчиков-испытателей. В 1953-1986 гг. – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (ныне – ЛИИ им. М.М. Громова). Провёл наибольшее в стране количество испытаний самолётов на штопор: МиГ-19, Як-25РВ, Як-27Р, МиГ-21Ф-13, Су-9, Су-7Б, Як-28П, МиГ-25П, МиГ-23, МиГ-27, Су-24, Су-25. Провёл также большой объём испытаний самолётов-истребителей на критические режимы полёта. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Щербакову А.А. 26 апреля 1971 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11398). C 1986 г. – в отставке. Живёт в Москве. Работает ведущим инженером в ОКБ имени А.И. Микояна. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), кандидат технических наук (1986). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями.
1935 г. – родился Ю.Г. Абрамович, лётчик-испытатель Московского авиационного производственного объединения (г. Луховицы Московской обл.) Герой России (01.03.1996). В 1959 г. окончил МАИ. Одновременно с обучением занимался планерным и самолётным спортом в аэроклубе МАИ, который окончил в 1957 г. Продолжал летать в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова. В 1959-1963 гг. работал помощником ведущего инженера, ведущим инженером в Лётно-исследовательском институте. В 1965 г. окончил Школу лётчиков-испытателей. В 1965-1995 гг. – на лётно-испытательной работе на авиазаводе «Знамя труда» (ныне – Московское авиационное производственное объединение) в г. Луховицы. Испытывал серийные сверхзвуковые истребители МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 и их модификации, участвовал в испытаниях лёгкого многоцелевого самолёта Ил-103. За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, лётчику-испытателю Абрамовичу Ю.Г. 01.03.1996 г. присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 258). Живёт в г. Жуковский Московской обл. Работает заместителем начальника лётно-испытательного комплекса Московского авиационного производственного объединения по лётной работе. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1981). Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», иностранным орденом.
1924 г. – первый полёт планера АВФ-10- первого ЛА А.С. Яковлева, пилот А.В. Сергеев.
1945 г. – родился Г.П. Мальцев, штурман-испытатель.

1956 г. – рейсом Москва – Иркутск началась регулярная эксплуатация первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104 с двумя ТРД АМ-3, экипаж БП. Барабаша.
1959 г. – родился В.Ю. Аверьянов, лётчик-испытатель лётно-испытательной и доводочной базы акционерного общества открытого типа «ОКБ Сухого» Герой России (29.09.2001). В Советской Армии с 1976 г. В 1980 г. окончил Ейское ВВАУЛ им. В.М. Комарова, а затем проходил службу в этом же училище в должности лётчика-инструктора. С 1985 г. капитан Аверьянов В.Ю. – в запасе. В 1986 г. окончил школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР, после чего до 1989 г. был на лётно-испытательной работе на Авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в г. Комсомольске-на-Амуре. С 1989 г. Аверьянов В.Ю. – в Опытном конструкторском бюро (ОКБ) им. П.О. Сухого (г. Москва), где принимал активное участие в освоении и доводке новых образцов авиационной техники, став одним из лучших российских лётчиков-испытателей. В. Аверьянов не только испытывал, но и демонстрировал самолёты ОКБ Сухого (Су-30, Су-35, Су-33 и Су-30 МК) на международных выставках в Великобритании (Фармборо), Франции (Париж), Индии (Бангалор), Индонезии (Джакарта), Перу (Лима), Объединенных Арабских Эмиратах (Дубай) и др. странах. Указом Президента РФ № 1160 от 29.09.2001 г. за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, Аверьянову В.Ю. присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Живёт в г. Жуковском Московской обл. Награждён орденом Мужества.
1971 г. – Ленинградское ВАУ ГВФ преобразовано в Академию гражданской авиации.
1976 г. – запуск КК «Союз-22», экипаж В.Ф.Быковский, В.В. Аксёнов.
1991 г. – первый полёт стратегического военно-транспортного самолёта МакДоннел Дуглас С-17А «Глоубмастер» III (США).

наверх