Как идет расследование катастрофы рейса MH17
В понедельник, 9 марта, в окружном суде Гааги начинаются слушания по делу о катастрофе самолета Boeing 777, следовавшего рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур. Он был сбит в небе над Украиной 17 июля 2014 года. Суду предстоит ответить на вопрос, виновны ли в происшедшем подозреваемые по этому делу — экс-министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики Игорь Стрелков (Гиркин) и трое его бывших подчиненных. “Ъ” восстановил ход расследования и ответил на самые важные вопросы о трагедии.
Что произошло?
17 июля 2014 года пассажирский самолет Boeing 777 Malaysia Airlines, следовавший из голландского Амстердама в малайзийский Куала-Лумпур, потерпел крушение в зоне боевых действий на востоке Украины, в 50 км от границы с Россией. Катастрофа произошла спустя четыре месяца после начала военного конфликта между вооруженными силами Украины и бойцами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Все 298 человек, в том числе 80 детей и 15 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. Среди них были граждане Нидерландов (192), Малайзии (44), Австралии (27), Индонезии (12), Великобритании (10), Бельгии (4), Германии (4), Филиппин (3), Канады (1) и Новой Зеландии (1).
17 июля 2014 года пассажирский самолет Boeing 777 компании Malaysia Airlines, следовавший по маршруту Амстердам—Куала-Лумпур, потерпел крушение недалеко от Донецка, в 50 км от российской границы
Фото: AP / Dmitry Lovetsky

На борту лайнера находились 298 пассажиров и членов экипажа, все они погибли. В конце мая 2015 года международные эксперты завершили поисковую миссию на месте крушения самолета.
Собранные обломки лайнера, останки пассажиров и их личные вещи были отправлены в НидерландыФото: Коммерсантъ / Александр Теплов

Версии о причинах крушения самолета расходятся. 18 июля 2014 года президент США Барак Обама со ссылкой на данные американских спецслужб заявил, что Boeing был сбит ополченцами с помощью ракеты «земля-воздух», а именно из зенитно-ракетного комплекса «Бук»
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок купить фото

В подтверждение этого, в частности, приводится сообщение, которое оставил сразу после трагедии в одной из соцсетей Игорь Стрелков – один из бывших лидеров ДНР
Фото: AP / Evgeniy Maloletka

«Мы предупреждали их — не летайте в нашем небе», — заявил Игорь Стрелков, имея в виду Ан-26 с украинскими военнослужащими, который должен был находиться в то же время примерно в том же районе. Этот пост был вскоре удален. На Западе считают, что ополченцы перепутали гражданский лайнер с Ан-26
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок купить фото

Власти ДНР же ранее неоднократно заявляли, что у них нет вооружений, способных сбить самолет на высоте 10 км. При этом они критикуют ход международного расследования трагедии
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок купить фото

21 июля 2014 года Минобороны РФ обнародовало спутниковые снимки Донбасса, якобы подтверждающие причастность украинских ПВО к крушению самолета. 31 мая 2015 года независимые эксперты из британского проекта Bellingcat в своем докладе обвинили министерство в фальсификации фото
Фото: Министерство обороны РФ

9 января 2015 года опубликованы результаты совместного расследования немецкого издания Spiegel, некоммерческого проекта CORRECT!V и голландской газеты Algemeen Dagblad. По их версии, Boeing был сбит российским комплексом «Бук», доставленным из-под Курска
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок купить фото

9 сентября 2014 года сформированная нидерландским Совбезом международная комиссия, в которой работало более 900 специалистов, опубликовала предварительный отчет. Согласно документу, самолет был технически исправен и развалился в полете из-за «структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов».
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок купить фото

14 ноября 2014 года в эфире программы «Однако» на «Первом канале» был продемонстрирован присланный американским экспертом снимок, якобы запечатлевший украинский истребитель, сбивающий Boeing. 24 декабря того же года представитель СК РФ Владимир Маркин подтвердил версию об украинском боевом самолете и даже назвал фамилию предполагаемого летчика
Фото: 1tv.ru

30 марта Генпрокуратура Украины совместно с СБУ представила фильм-расследование с фрагментами переговоров ополченцев, якобы доказывающих их вину в крушении самолета
Фото: Служба безопасности Украины

Власти ряда государств (в частности, Малайзии, Австралии, Нидерландов, Бельгии, Великобритании и Украины) заявили о необходимости создать международный трибунал, цель которого — уголовное преследование ответственных за трагедию
Фото: AP / Sergei Grits

В июле 2015 года в Совете Безопасности ООН Россия наложила вето на принятие проекта резолюции о создании международного трибунала в отношении виновных в крушении
Фото: AP / Bebeto Matthews
13 октября 2015 года российский концерн ПВО «Алмаз-Антей» завершил расследование катастрофы Boeing 777. По словам представителей концерна, было проведено два полномасштабных натурных эксперимента, и они позволяют утверждать: самолет был сбит со стороны населенного пункта Зарощенское — территории, которая контролировалась ВС Украины, а использованная для этого ракета 9М38 снята с вооружения армии РФ в 2011 году
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов

Вслед за презентацией концерна ПВО «Алмаз-Антей» итоги расследования озвучили и в Совете безопасности Нидерландов (OVV). Стороны сошлись в том, что причиной крушения стало попадание в самолет ракеты из зенитно-ракетного комплекса «Бук». Однако голландские специалисты считают, что самолет был сбит ракетой 9М38М1, в то время как разработчики ЗРК («Алмаз-Антей») говорят о более старой ее модификации — 9М38, снятой с вооружения ВС РФ в 2011 году
Фото: Reuters / Michael Kooren

26 сентября 2016 года Минобороны РФ представило новые данные о катастрофе Boeing. По данным российских радиолокационных комплексов, рядом с разбившимся судном не было других военных самолетов, а ракета из комплекса «Бук» была запущена не из контролировавшегося сторонниками самопровозглашенной ДНР населенного пункта Снежное, на чем настаивает украинская сторона, а с южного или западного направления, то есть с территорий, контролировавшихся на момент катастрофы украинской армией
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин

28 сентября в Нидерландах международная следственная комиссия представила вторую часть доклада о ходе расследования. Следователи пришли к выводу, что в Донбасс «огневая установка "Бук" доставлена с территории Российской Федерации и после этого возвращена на территорию Российской Федерации». Генпрокурор Нидерландов Фред Вестербеке при этом подчеркнул, что следствие пока не делает никаких «заявлений о причастности России». В Минобороны РФ в ответ заявили, что «никакие российские зенитные ракетные комплексы российско-украинскую границу никогда не пересекали»
Фото: AP / Peter Dejong

5 июня 2017 года группа Bellingcat обнародовала фотографию ЗРК «Бук», при помощи которого, предположительно, был сбит Boeing. Журналисты сочли фото подтверждением того, что «Бук» принадлежал российской 53-й зенитно-ракетной бригаде, дислоцированной в Курске. Эксперты группы утверждали, что сделанный в 2013 году снимок является последней фотографией ракетной установки перед ее передислокацией из России на Украину
Фото: Reuters / Michael Kooren

5 июля МИД Нидерландов сообщил, что судебное разбирательство в отношении подозреваемых в причастности к крушению Boeing пройдет в Нидерландах. Входящие в Совместную следственную группу (JIT) страны — Бельгия, Нидерланды, Украина, Малайзия, Австралия — приняли решение о том, что суд должен состояться по голландским законам
Фото: ТАСС

В декабре 2017 года Комитет по разведке и безопасности парламента Великобритании опубликовал ежегодный доклад. Согласно докладу, зенитно-ракетная установка «Бук» была ввезена на территорию Украины российскими военными
Фото: Stringer / Reuters

24 мая 2018 года JIT выпустила доклад, в котором были подтверждены выводы исследовательской группы Bellingcat о причастности к атаке ЗРК «Бук», стоящего на вооружении 53-й курской зенитной ракетной бригады
Фото: Francois Lenoir / Reuters

На следующий день МИД Нидерландов и Австралии на основании доклада JIT возложили на Россию ответственность за катастрофу. Министерство обороны РФ отвергло обвинения, заявив, что офицеры, фигурирующие в докладе, давно «уволены с военной службы и род их занятий неизвестен»
На фото: премьер-министр Нидерландов Марк Рютте объявляет о намерении привлечь РФ к ответственности за трагедию
Фото: Mike Corder / AP

17 сентября 2018 года Минобороны РФ на пресс-конференции выступило с заявлением, что ракета, сбившая самолет, была доставлена еще в декабре 1986 года в военную часть в Тернопольской области (Украина) и с тех пор в Россию не возвращалась
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров

Фото: Eva Plevier / Reuters
В тот же день МИД России в специальном заявлении отметил, что представленное в докладе «не может вызвать ничего, кроме сожаления», обвинения «абсолютно голословны», а сам процесс расследования выглядит «предвзятым и однобоким». 20 июня президент Владимир Путин в ходе прямой линии отметил, что информация, представленная международными следователями, не содержит доказательств вины России и остается «очень много вопросов»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Еще до начала официальных расследований представители ряда стран высказали свои предположения о причинах катастрофы. Тогдашний президент Украины Петр Порошенко в день трагедии назвал крушение лайнера террористическим актом и призвал Нидерланды (как страну с наибольшим количеством жертв) к всестороннему расследованию инцидента. Украинская сторона возложила вину на Москву. Постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев указал: «за террористами стоит Россия», которая (по словам украинского дипломата) поставляла в ДНР и ЛНР современное оружие, танки, артиллерию и ракетные системы.
Власти РФ информацию о таких поставках отрицали. Президент Владимир Путин на совещании 17 июля 2014 года отметил, что «трагедии не произошло бы, если бы на этой земле (в Донбассе.— “Ъ”) был мир», возложив тем самым ответственность на украинскую сторону. Он также дал поручение российским силовым ведомствам оказать «всю необходимую помощь в расследовании преступления».
Европейские дипломаты предпочли воздержаться от поспешных выводов и потребовали тщательного и открытого международного расследования авиакатастрофы. Зато США через несколько дней после катастрофы уверенно заявили: они располагают данными, согласно которым лайнер сбили ополченцы. В ходе экстренного заседания Совбеза ООН тогдашний представитель США при ООН Саманта Пауэр указала на возможную причастность России к трагедии. По ее словам, рейс MH17 был сбит ракетой класса «земля — воздух».
Кто занялся расследованием?
Для выяснения причин авиакатастрофы было инициировано два расследования: техническое и уголовное. Целью первого было установление того, что конкретно произошло с самолетом. Оно проводилось под эгидой Нидерландов — страны, понесшей наибольшие потери. Спустя шесть дней после катастрофы Украина, руководствуясь Конвенцией о международной гражданской авиации, передала Совету по безопасности Нидерландов (СБН) соответствующие полномочия. К расследованию подключились эксперты из ряда других стран, в том числе России, Украины, Великобритании и США.
28 июля 2014 года власти Украины, Малайзии, Нидерландов, Австралии и США инициировали и уголовно-правовое расследование катастрофы. Для этого они под руководством голландской прокуратуры сформировали Объединенную следственную группу (JIT).
Что показало техническое расследование?
Еще в сентябре 2014 года комиссия СБН представила предварительный отчет о расследовании. Хотя экспертам не удалось получить доступ непосредственно к обломкам корпуса самолета, определенные выводы на основе фото свидетелей, записей бортовых самописцев и радарного наблюдения, а также при помощи реконструкции носовой части разбившегося самолета сделаны были. Так, эксперты не обнаружили признаков технической неисправности самолета и каких-либо ошибок со стороны экипажа. Они также отвергли версии о поражении Boeing 777 авиапушкой с другого самолета или ракетой «воздух — воздух» и о возможном столкновении самолета с метеоритом или космическим мусором. При этом эксперты установили, что самолет разрушился в воздухе.
Главный вывод между тем содержался уже в окончательном докладе от 13 октября 2015 года (.pdf): воздушное судно было сбито осколками боевой части 9Н314М от ракеты «земля — воздух» серии 9M38 из зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Бук». Точное место пуска ракеты в отчете подробно не рассматривали, поскольку установление виновных выходило за рамки мандата СБН.
Какова версия России?
Первое время российская сторона утверждала, что ответственность за крушение MH17 лежит на украинских ВВС. Так, 21 июня 2014 года Минобороны РФ сообщало, что в день авиакатастрофы зафиксировало украинский самолет Су-25 на удаленности 3–5 км от Boeing 777. Утверждалось также, что Россия обладает спутниковыми снимками, которые подтверждают, что одна из установок «Бук» была перемещена с украинской стороны к контролируемой ополченцами территории. В декабре 2014 года Следственный комитет РФ даже заявил, что готов представить международной комиссии соответствующие доказательства. В июле 2015 года Владимир Путин также настаивал на этой версии. В интервью американскому режиссеру Оливеру Стоуну он указал: катастрофу зафиксировал испанский диспетчер (работал на Украине) и видел рядом с лайнером два украинских военных самолета. Правда, в марте 2018 года из расследования журналистов «Радио Свобода» выяснилось, что он был дважды судимым испанским мошенником.
Иную версию инцидента в небе над Донецкой областью предложили представители российского концерна «Алмаз-Антей» — производителя ЗРК «Бук». Они установили не только тип ракеты, сбившей малайзийский Boeing 777, но и район, откуда она могла быть запущена. Для этого российские эксперты провели натурный эксперимент, задействовав списанный российский самолет Ил-86 (эксплуатировался до 2008 года). Как заявил гендиректор концерна Ян Новиков, покупать новый Boeing они не стали — это было «слишком затратно». В компании также объявили, что Boeing был сбит «Буком», но поразила его ракета более старой модификации — 9M38 с боевой частью 9Н314. По словам господина Новикова, ракеты такого типа были сняты с вооружения российской армии в 2011 году, но остались в распоряжении вооруженных сил Украины. Вариант поражения Boeing более современной ракетой 9М38М1 в компании исключили, поскольку данный тип боеприпасов оставляет на корпусе характерные повреждения, не обнаруженные на малайзийском лайнере.
Местом пуска, согласно выводам концерна «Алмаз-Антей», был пункт Зарощенское — поселок, переходивший из рук в руки то одной стороне, то другой. В начале июня заместитель командующего корпусом минобороны ДНР Эдуард Басурин утверждал, что пункт Зарощенское «находился под полным контролем подразделений вооруженных сил Украины». Однако на обновляемых картах антитеррористической операции, которые прошлым летом ежедневно представляло Министерство обороны Украины, территория вокруг этого пункта по состоянию на 17 июля контролировалась силами ДНР.
Как продвигается уголовное расследование?
В своих предварительных выводах (доклад 2016 года) Объединенная следственная группа опиралась на уже проведенное техническое расследование комиссии СБН. Подтвердив, что лайнер был сбит ракетой 9М38 ЗРК «Бук», комиссия JIT на основе фотографий и показателей свидетелей установила, что она была запущена из района поселка Первомайский, который на тот момент контролировали ополченцы. Используя также видеоматериалы, снимки со спутников и данные разведки Нидерландов и США, следствие заявило, что «Бук», при помощи которого сбили самолет, прибыл из России, а после катастрофы был доставлен обратно. В докладе JIT 2018 года комиссия смогла назвать конкретное место прибытия «Бука» — Курск. Эксперты также определили происхождение ЗРК: по их данным, использованный «Бук» стоял на вооружении 53-й зенитной ракетной Берлинской бригады (в/ч 32406).
Какой была реакция на расследования?
Техническое расследование в России охарактеризовали как «политический заказ». Так, 14 октября 2015 года уполномоченный представитель РФ в международном техническом расследовании катастрофы замглавы Росавиации Олег Сторчевой заявил: отчет был «выполнен в технике подгонки фактов под заранее определенные выводы». Выводы уголовного расследования Москва также отвергла, указав, что с начала конфликта ни один российский ЗРК не пересекал границу Украины. В мае 2018 года Владимир Путин потребовал проведения расследования с участием РФ. В противном случае, сказал он, России будет трудно принять выводы комиссии. Президент также добавил, что проведенное расследование доверия не внушает.
Австралия и Нидерланды, напротив, промежуточные итоги расследования JIT признали. «Мы сожалеем, что Россия до сих пор не признала результаты международной следственной группы, и заявляем вновь, что Австралия полностью уверена в беспристрастности, независимости и профессионализме следственной группы и полученных ею результатов»,— заявила глава австралийского МИДа Мариза Пейн в сентябре 2018 года. «Мы призываем Россию признать свою ответственность и в полной мере сотрудничать со следствием для установления истины и свершения правосудия в интересах жертв рейса MH17»,— заявил 25 мая 2018 года министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок.
Кто обвиняется в рамках уголовного расследования?
Еще в 2017 году глава JIT Фред Вестербеке в интервью «Новой газете» рассказал, что конечная цель расследования — определение виновных и привлечение их к уголовной ответственности. «Когда ответственные за крушение самолета предстанут перед судом, это можно будет назвать итогом нашей работы»,— заверил он. И добавил: важно установить также «руководителей, командиров, вертикаль, по которой спускалось решение, связанное с "Буком"».
Если в 2016 году среди подозреваемых следствием находилось около ста человек, то к ноябрю 2019 года их круг сузился до четырех: бывшего министра обороны ДНР Игоря Стрелкова (Гиркина) и троих его подчиненных — россиян Сергея Дубинского и Олега Пулатова, а также украинца Леонида Харченко. В феврале 2020 года прокуратура Нидерландов предъявила им соответствующие обвинения. Следствие утверждает, что именно они виновны в катастрофе Boeing 777 и, как следствие, в гибели 298 человек. Согласно Уголовному кодексу Нидерландов, им может грозить тюремное заключение вплоть до пожизненного.
= = = = = = = = = = = =
Судья решил проводить процесс по MH17 в отсутствии обвиняемых
Обвиняемые по делу о сбитом малайзийском Boeing MH17 над Донбассом в 2014 году не явились на суд в Гааге. Председательствующий судья Хендрик Стейнхёйс принял решение, что он «имеет легальное право судить четырех подозреваемых в их отсутствии» и в отсутствии адвокатов трех из них, передает ТАСС. Ранее адвокат Олега Пулатова Елена Кутьина говорила, что трое россиян и украинец, которых считают причастными к крушению самолета, не появятся на суде в Гааге, их интересы будут представлять юристы.
По словам судьи, россиянин Олег Пулатов получил повестку в суд и осведомлен о предъявляемых ему обвинениях. Повестки россиянам Сергею Дубинскому и Игорю Гиркину, а также украинцу Леониду Харченко по известным их адресам были отправлены повестки обычной и заказной почтой, а также в прокуратуру России и Украины. Кроме того, повестки им были направлены по другим каналам, включая электронную почту, мессенджеры, соцсети, а также они были оглашены на пресс-конференции 19 июня 2019 года.
«На своих страницах в социальных сетях Гиркин и Дубинский отреагировали на обвинения, поэтому у суда нет сомнений, что все подозреваемые в полном объеме осведомлены об этих слушаниях. В этой ситуации, можно заключить, что подозреваемые умышленно отказались от своего права на присутствие и защиту в суде»,— сказал Хендрик Стейнхёйс.
Марина Коваленко
Свежие комментарии