На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 707 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Кузьмин
    Ан-2 был создан за полтора примерно года. Антонов вышел в правительство во своим проектом в марте 1946-го, а первый п...«Сталина на них н...
  • Евгений Алексеенко
    Вы говорите в точку,за 25 лет все разбазарили,почти ничего своего нет,одна перепродажа.......!«Сталина на них н...
  • Алексей Миля
    👍«Сталина на них н...

Этот день в авиации. 11 сентября

Этот день в авиации. 11 сентября

Этот день в авиации. 11 сентября

1900 - Родился авиаконструктор С.А.Лавочкин.

Окончил в 1927 году МВТУ имени Н. Э. Баумана — получил квалификацию инженера-аэромеханика.После защиты дипломного проекта отправился в КБ П.М.Ришара, Лавочкин был назначен заведующим сектором прочности. После С.А. Лавочкин работал в Бюро новых конструкций, под руководством А.

Лявиля, став его помощником, разработанный ими двухместный истребитель ДИ-4.В конце концов КБ было распущено. Затем Лавочкин переходит в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП). В ГУАП, вместе с В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым, был разработан истребитель из Дельта-древесины ЛаГГ-3.

Ряд последующих моделей этого самолёта — Ла-5, Ла-7 и различные их модификации, созданные уже в ОКБ-21 под руководством Лавочкина в городе Горьком (назначен начальником ОКБ 23 ноября 1940 года), обнаружили высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны. В октябре 1945 года после возвращения из города Горького назначен начальником ОКБ-301 в городе Химки Московской области (ныне ФГУП «Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина»).
После войны Семён Алексеевич работал над созданием реактивных самолётов. В его ОКБ-301 были разработаны серийный (Ла-15) и многие опытные реактивные истребители.
Крылатая ракета «Буря».В 1954 году Лавочкин начинает работу над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря» (руководитель работ — Н. С. Черняков).
В 1956 году присвоено служебное звание — Генеральный конструктор по самолётостроению.
С 1944 года Лавочкин — генерал-майор инженерно-технической службы, с 1958 года — член-корреспондент АН СССР.

Дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956).

Умер от последствий ОСН на полигоне Сары-Шаган 9 июня 1960 года при испытании системы ПВО «Даль».

1912 - Русский авиатор Всеволод Михайлович Абрамович на самолёте "Райт-Абрамович" установил мировой рекорд продолжительности полета с четырьмя пассажирами, продержавшись в воздухе 45 минут 57 секунд.

1924 - В результате технического дефекта при попытке выполнить парящий полет на планере “Комсомолец” АВФ-11 погиб морской летчик П.М. Клементьев конструктор и пилот планера АВФ-11 "Комсомолец". В память П.М. Клементьева гора Узун-Сурт получила новое название – гора Клементьева.

Этот день в авиации. 11 сентября
1929 - Первый полёт многоцелевого боевого АНТ-7 (Р-6) «воздушный крейсер» конструкции ОКБ А.Н. Туполева; М.М.Громов. Первый в мире двухмоторный тяжелый разведчик и первый самолёт с двойным управлением. Первый советский самолёт, пролетевший над Северным полюсом, широко использовался в освоении Сибири и Дальнего Востока. Построено было около 400 машин.

1930
- Поднят в воздух первый опытный самолет Fairey Seal (S1325). Опытный образец был создан на базе самолета Fairey IIIF Mk IIIB и первоначально имел обозначение Fairey IIIF Mk VI. Он же, но уже в поплавковом варианте взлетел через два года - 29 сентября 1932 года. Он в основном был схож с самолетами Gordon и отличался тем, что егоэкипаж состоял из трех человек и на самолете имелось оборудование для морских операций. Оно включало в себя установку поплавкового или колесного шасси (последнее имело хвостовое колесо и тормоза на основных колесах), оснащение самолета тормозным крюком, приспособлением для катапультирования, плавучими мешками и тросовым механизмом. Это позволяло использовать самолет с авианосцев и военных кораблей, пригодных к запуску морских самолетов с катапульты. 

1933
- В Гавре первый раз поднялась в воздух французская летающая лодка-дальний разведчик Вr.521 Bizerte. Она ведет свою родословную от английской Шорт S.8 "Калькутта" (1931 г.), лицензию на которую компания "Бреге" получила от "Шорт бразерс" в 1931 году. Опытный образец этого самолета, Вr.521-01, строился в соответствии с требованиями задания французского флота на летающую лодку, предназначенную для дальней разведки в море, выданного в 1932 году. На нем стояли три звездообразных мотора Гном-Рон 14Kdrs по 825 л.с.

1934
- (с 28 августа) на аэродроме НИИ ВВС в Щелково завершились госиспытания первого серийного И-15 (No. 33905) изготовленного авиазаводом No. 39. Для получения полного представления о характеристиках самолета хватило десяти полетов. Серийный И-15 оказался немного тяжелее опытного, что объяснялось установкой более тяжелого двигателя. На трехкилометровой высоте истребитель развивал максимальную скорость 367 км/ч, что было на 17 км больше, чем у опытного ЦКБ-3. И скороподъемность у серийного оказалась лучше: на 5000 м он забирался ровно за 6 минут.
 
Этот день в авиации. 11 сентября

1935 - Родился летчик-космонавт №2 Г.С.Титов.

В июле 1953 года Г. С. Титов был призван на службу в армию. В 1955 году окончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище лётчиков им. Краснознамённого сталинградского пролетариата (Новосибирск), после чего служил в строевых частях ВВС в Ленинградском военном округе (26-й гвардейский авиаполк, машины Су-7, аэродромы Гатчина, Сиверский (Ордынка)).
С 1960 года — в отряде космонавтов. В апреле 1961 года был дублёром Юрия Гагарина при подготовке к первому в мире полёту в космос. В августе 1961 г. совершил суточный орбитальный полёт на космическом корабле «Восток-2».
С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов выполнял космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывной «Орёл». Спускаемый аппарат приземлился вблизи города Красный Кут (Саратовская область). На момент полёта Герману Титову было 25 лет и 330 дней, поэтому он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1961 года за успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм майору Герману Степановичу Титову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1968 году Титов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Дипломную работу по теме САС проекта одноместного воздушно-космического ЛА, разработанного группой слушателей-космонавтов, он защитил на отличную оценку 17 февраля — в один день с Гагариным.
11 июля 1968 года стал старшим инструктором-космонавтом и взял на себя командование вторым отрядом космонавтов. 21 марта 1969 года возглавил 4-й отдел Центра подготовки космонавтов, готовившего пилотов для авиакосмической системы «Спираль».
В 1972 году окончил ещё один вуз — Военную академию Генерального штаба ВС СССР имени К. Е. Ворошилова.
С 1972 по 1973 годы был заместителем начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Управления начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР, с 1973 по 1979 год — заместителем, а с 1979 по 1991 год — первым заместителем начальника УНКС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам. Являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. Был активным идеологом создания морских кораблей измерительного комплекса, принял большое личное участие в разработке корабля проекта 1914 «Маршал Неделин».
31 января 1980 года защитил диссертацию в Военной академии Генерального штаба ВС СССР имени К. Е. Ворошилова и получил учёную степень кандидата военных наук. Позднее защитил докторскую диссертацию.
В октябре 1991 года генерал-полковник авиации Герман Степанович Титов вышел в запас.
С 1992 по 1993 год — президент Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот», с 1993 по 1995 год — заместитель председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса, а с 1999 года — президент Федерации космонавтики России. Жил в Москве. Скончался 20 сентября 2000 года от сердечного приступа.


Этот день в авиации. 11 сентября
1936 - Мировой рекорд высоты с грузом 5 т - 8116 м, экипаж А.Б.Юмашева на тяжёлом бомбёре АНТ-6.
Четырёхмоторный АНТ-6 мог брать на борт до 5000 кг бомб, его вооружение состояло из носовой, средней и хвостовой турелей, двух подкрыльевых пулемётных башен, выдвигаемых во время полёта. Был налажен серийный выпуск этих самолётов.
DornierDo18D-1D-ARUNZephir.jpg
1936
- Немецкий патрульный самолет-разведчик Do.18d D-ARUN "Зефир" совершил полет из Хорта (Азорские острова) в Hью-Йорк. Этот самолет вместе с Do.18d "Аеолус" участвовал в испытаниях над северной Атлантикой.

Этот день в авиации. 11 сентября
1941 - Первый полёт истребителя Гу-82 (ЛаГГ-3 с М-82), лётчик-испытатель А.И. Никашин.

1942
- Опытный летчик-испытатель Эрик Браун доказал, что посадка и взлет с маленькой палубы конвойного авианосца палубного истребителя Supermarine Seafire Mk.I не составляtт особой проблемы. Совершив первую посадку на "Байтер", он обнаружил, что тросы аэрофинишера не натянуты: команда обедала и прибытия нового самолета никто не ожидал. Правда, при второй посадке палубная команда перетянула трос, и посадочный крюк оторвался. Браун, не растерявшись, направил самолет к надстройке авианосца и скапотировал за несколько десятков сантиметров от нее. "Сифайр" мягко "притерся" к надстройке, отделавшись лишь незначительными повреждениями.

Этот день в авиации. 11 сентября

1943 - Родился летчик-испытатель В.Д.Баскаков.
В 1974 г. окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1980 г. — Московский авиационный институт. С апреля 1974 г. по октябрь 1995 г. — лётчик-испытатель ОКБ имени А.Н.Туполева. Поднял в небо и провёл испытания ТУ-134А-3 (1981 г.). Провёл испытания ТУ-144Д в условиях обледенения (1977 г.); ТУ-142МК в условиях Крайнего Севера и Северо-Восточной Атлантики; испытания комплекса «Пихта» на ТУ-95МС и комплекса «Ясень» на ТУ-95М-3С; Ту-104, Ту-124 и Ту-134 на устойчивость и управляемость при отказах триммеров. Выполнял ряд испытательных работ на Ту-22Мз, Ту-95МС, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-142, Ту-144, Ту-154 и их модификациях. В 1989 г. установил (вторым пилотом) 7 мировых авиационных рекордов скорости на самолёте ТУ-95МС.

1944 - 38 "Ланкастеров" I и III из 617-й и 9-й эскадрилий, с увеличенными бомбоотсеками, содержащими "Тэллбой", 2 транспортных "Либерейтора" и один разведчик "Москито" вылетели из Англии на аэродром Ягодник под Архангельском для подготовки налета (совместная операция "Параван") на германский линкор "Тирпиц", стоящий на якоре в Альтен-Фьорде в Норвегии.

Линкор ранее был несколько раз поврежден, но продолжал оставаться потенциальной опасностью на пути северных конвоев из Англии в Советский Союз. Соединение, собранное из самолетов 617-й и 9-й бомбардировочных эскадрилий королевских ВВС, было укомплектовано "Ланкастерами" модификаций 1 (с моторами Роллс-Ройс "Мерлин" 24) и для подвески сверхтяжелых бомб весом 12000 фунтов (5450 кг). Внешне они отличались от стандартных углубленным "пузатым" бомбоотсеком и отсутствием верхней турели FN50.
С 6 часов утра 12 сентября английские самолеты начали садиться на аэродромы Архангельского узла. По различным причинам 10 бомбардировщиков совершили вынужденные посадки в Онеге, Беломорске, Кегострове, Молотове (Северодвинске) и просто в тундре. Одна машина села в столь неудобном месте, что пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел экипаж к реке, где ждала летающая лодка МБР-2. 7 самолетов были повреждены, один из них наши и английские специалисты отремонтировали.
15 сентября 27 "Ланкастеров" (включая отремонтированный) отбомбились по "Тирпицу".


1944
- В Дании (несмотря на немецкую оккупацию) состоялся первый полет нового санитарного самолёта, и именно этот самолёт стал самым массовым в послевоенные годы. Конструкция фюзеляжа SAI KZ.III состояла стальных труб, крыло изготовлялось из дерева, обшивка большей частью была фанерной. Прототип был оборудован двигателем de Havilland Gipsy Minor мощностью 90 л.с., а серийные машины - Blackburn Cirrus Minor.
В общем итоге выпущено 64 самолёта, один из них находится в подземном аэродроме в Гётеборге.

MiG-8.2.jpg
1945
- (с 28 августа) В ЛИИ НКАП закончился первый этап летных испытаний самолета МиГ-8 "Утка", на которых главным образом изучали устойчивость и управляемость самолета. Первый вылет на самолете МиГ-8 "Утка" выполнил 13 августа 1945 года летчик-испытатель А.И.Жуков. Ведущим инженером по испытаниям назначили Е.Ф.Нащеныша, полеты выполняли летчики-испытатели А.И.Жуков (ОКБ-155) и А.И.Гринчик (ЛИИ).

Этот день в авиации. 11 сентября
1946 - Первый полёт реактивного фронтового истребителя «150» ОКБ С.М. Лавочкина; А.А. Попов.

1946
- Состоялся первый полет американского многоцелевого истребителя FJ-1 Fury с заводским номером 39053. Истребитель поднял в воздух летчик-испытатель фирмы Уоллес Лиен. Полет завершился успешно, и в тот же день истребитель перегнали в морской испытательный центр ВМС, размещавшийся на базе Патаксент Ривер, где начались интенсивные летные испытания.
 
Этот день в авиации. 11 сентября
Этот день в авиации. 11 сентября
1953 - Экспериментальная ракета "воздух-воздух" Philco / General Electric XAAM-N-7 "Sidewinder", выпущенная из Douglas AD-4 Skyraider сбила летающую мишень Grumman F6F Hellcat. Впоследствии переименована в AIM-9 "Sidewinder". В серии с 1956 г.
e2-shema.gif
1953
- Приказ МАП "О создании фронтового истребителя с треугольным крылом конструкции т. Микояна", на основании постановлением Совета министров СССР от 9 сентября 1953 года (в этот же день вышло постановление о создании ТРД AM-11) в котором, в частности, говорилось:
"В целях дальнейшего повышения летно-технических данных и освоения новой схемы истребителей Совет министров Союза ССР Постановлением от 9 сентября 1953 года:
1. Обязал МАП (т. Дементьева) и главного конструктора т. Микояна спроектировать и построить одноместный фронтовой истребитель с треугольным крылом, с одним турбореактивным двигателем AM-11 конструкции т. Микулина тягой 5000 кгс с дожиганием...". Приказ и Постановление положили начало самолетам семейства "Е"

Этот день в авиации. 11 сентября
1957 - Три мировых рекорда скорости на 2000-км замкнутом маршруте без груза и с грузом 1 и 2 т – 897,498 км/ч и рекорд дальности – 2002,6 км; экипаж Ю.Т. Алашеева на Ту-104А.

Этот день в авиации. 11 сентября
1962 - Авария опытного истребителя Е-8/1. Лётчик-испытатель Г. Мосолов получил тяжёлые травмы.

Во время выполнения 40 полета истребитель Е-8/1 потерпел аварию и разбился в 60 км. юго-восточнее аэродрома ЛИИ. Двигатель истребителя разрушился на высоте 10 000 метров при скорости, которая соответствовала М=1,7. Осмотр обломков разбившейся машины показал, что причиной катастрофы стало разрушение диска 6-й ступени компрессора. Осколок данной ступени пробил корпус авиадвигателя и повредил топливный бак и обе гидросистемы, что привело к потере управления машиной и пожару. После этого осколок ударил по правому элерону, разрушив его и пустив самолет в спиральное падение. Летчик-испытатель Мосолов смог катапультироваться из перевернутого истребителя на высоте около 8 километров, повредив при этом ногу и руку. В момент приземления он был еще больше травмирован. Летчик был найден лишь через 2,5 часа после аварии и в тяжелом состоянии госпитализирован. Врачам с трудом удалось спасти летчику-испытателю жизнь.

 
Этот день в авиации. 11 сентября
1962 - На самолете Е-152-1 П.М.Остапенко установил рекорд высоты в горизонтальном полете - 22 670 м. В протоколе ФАИ об установлении рекордов самолет был указан как Е-166 с двигателем П-166 со статической тягой 10000 кгс.

Этот день в авиации. 11 сентября
1966 - На серийном заводе собран первый серийный учебный Су-7УМК.


1970
- Пилот самолёта греческих ВВС C-47 с целью побега перелетел в советское воздушное пространство в районе Севастополя. Пилот советского Су-15 ком. звена 62 иап капитан И.Н.Копосов, направленный встретить воздушного гостя, осуществил в воздухе манёвр, сигнализирующий грекам «следуй за мной». C-47 последовал за Су-15 и приземлился на авиабазе Бельбек. Как вскоре выяснилось, греческий пилот, капитан Михалис Маниатакис угнал самолет с авиабазы Ханья на острове Крит, чтобы бежать из контролируемой хунтой Греции. Маниатакис получил политическое убежище в СССР, впоследствии вернулся в Грецию.

1970
- Совершил первый полет прототип Trislander английского легкого многоцелевого самолета BN-2A Mk.III, изготовленый путем переделки второго прототипа Islander.
Потребность в новом самолете повышенной вместимости (минимум на 50%) привела компанию "Britten-Norman" к решению создать новую модификацию своего популярного самолета. Впрочем, за счет простого удлинения фюзеляжа решить задачу не представлялось возможным, а потому в 1970 году появился уже трехдвигательный Britten-Norman BN-2A Mk III Trislander, который по сравнению со своим предшественником, Islander, имел увеличенную грузоподъемность, более длинный фюзеляж, усиленное шасси с новыми основными стойками с колесами большего размера и новыми шинами. Были внедрены и другие усовершенствования. Носовая часть фюзеляжа была удлинена на 2,29 м, а хвостовая часть фюзеляжа - подверглась усилению. Несмотря на то, что большинство специалистов высказывалось за установку третьего двигателя в носовой части, в конечном итоге он был установлен на средней линии фюзеляжа, на вертикальном стабилизаторе, который подвергся перепроектированию. Самолет был рассчитан на одного-двух членов экипажа и 17 пассажиров, причем схема установки кресел "от борта до борта" была сохранена, но количество дверей было увеличено до пяти (две по левому борту и три - по правому).
 
Bell 206L
1974
- Совершил первый полет многоцелевой вертолет, разработанный американской фирмой Bell Helicopter - Bell 206L LongRanger. Bell 206L - развитие вертолета Jet Ranger II с удлиненным фюзеляжем, увеличенным диаметром несущего винта до 11.28м и ГТД Allison 250-С20В мощностью 313кВт.
Серийно производился с 1975 года в США и по лицензии в Италии.
74-22292 at one point five seconds before impact.
1982 - Во время празднования Международного дня дирижабля в Маннгейме (ФРГ) военный вертолёт Giant Chinook CH с парашютистами из Франции, Англии и Германии упал на скоростную автомагистраль. Погибли все 46 пассажиров.

1984
- Выпущен последний самолет 727-200F Advanced с увеличенным взлетным весом, повышенной дальностью полета и усовершенствованным бортовым оборудованием. Он стал последней модификацией самолета модели 727. Boeing 727-200 Advanced - среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный американской фирмой Boeing. C целью дальнейшего совершенствования самолетов семейства 727 фирма Boeing в 1972 горду представила авиакомпаниям усовершенствованную модификацию 727-200 Advanced. По своим размерам этот самолет был полностью идентичен варианту 727-200, но имел существенно доработанную конструкцию и улучшенное оборудование. Основными отличиями от предшествующей модификации являются: усиленная конструкция планера (позволившая увеличить взлетную массу), использование более мощных ТРДД с шумоглушащими системами и реверсом тяги, дополнительный топливный бак в центроплане крыла, система автоматического торможения и система предупреждения об опасной близости земли. На самолетах с двигателями JT8D-17R установлена автоматическая система увеличения взлетной тяги до 7900 кгс. В 1981 году для авиакомпании "Федерал Экспресс" (в настоящее время - "ФедЭкс") был разработан грузовой самолет 727-200F Advanced, способный перевозить груз массой до 28,6 кг. От пассажирского он отличается большей высотой (10,36 м) и увеличенным объемом кабины (193,2м3). В эксплуатацию самолет поступил в 1983 году. Всего было построено 15 самолетов.

Этот день в авиации. 11 сентября
1991 - В Техасе близ Игл-Лейк разбился Embraer EMB-120 компании Continental Express. Погибло 14 человек. В окончательном отчёте расследования NTSB указал причины катастрофы рейса BTA 2574:
«Неправильный ремонт, проводимый Continental Express, и неспособность персонала придерживаться соответствующих процедур обеспечения и контроля качества для противообледенительных накладок горизонтального стабилизатора привели к внезапной потере в полёте части левой передней кромки горизонтального стабилизатора, опусканию носа самолёта и разрушению его в воздухе из-за перегрузок. Основным виновником аварии считается руководство Continental Express, отказавшееся от соблюдения утверждённых процедур обслуживания, и федеральное управление гражданской авиации, не проверявшее должное исполнение процедур и не обнаружившее нарушений»

Этот день в авиации. 11 сентября
1994 - Спортивный самолёт «Сессна» врезался в Белый дом.

Этот день в авиации. 11 сентября
1995 - погиб лётчик-испытатель С.Н. Шапошников при выполнении полёта на МиГ-29.
Стандартная формулировка в акте аварийной комиссии: «Попыток воспользоваться средствами вынужденного покидания предпринято не было…» Столкновение с землей произошло в 30 м от ограждения завода на 3 минуте полёта.

1996
- Из сборочного цеха выкачен первый летный экземпляр Бе-200. Специалисты ТАНТК (во главе с главным конструктором Бе-200 А.В. Явкиным) и ИАПО готовили самолет к первому полету круглосуточно, в три смены.

Этот день в авиации. 11 сентября
2001 - На Ан-225 "Мрия" установлены рекорды в подъёме грузов: 253,82 тонны на 2000 метров, скорость 765,2 км/ч с 250 тоннами нагрузки на дистанции 1000 километров, высота 10570 метров с 250 тоннами нагрузки. В качестве «нагрузки» использовались пять танков.

Этот день в авиации. 11 сентября
2001 - Террористический акт (иногда именуемый просто 9/11) - серия четырёх координированных самоубийственных террористических актов, произошедших в США. Ответственность за эти атаки лежит на террористической организации «Аль-Каида». Утром того дня 19 террористов, имеющих отношение к «Аль-Каиде», разделившись на четыре группы, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера. Каждая группа имела как минимум одного члена, прошедшего начальную лётную подготовку.
Захватчики направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Рейс 11 American Airlines врезался в башню ВТЦ-1 (северную), а рейс 175 United Airlines - в башню ВТЦ-2 (южную). В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений. Третий самолёт (рейс 77 American Airlines) был направлен в здание Пентагона, расположенного недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление самолётом у террористов, самолёт упал в поле около боро Шанксвилл в штате Пенсильвания.
Помимо 19 террористов, в результате атак погибли 2977 человек, ещё 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами.
 
наверх