На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 708 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную подборку.Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    Спасибо за отличную подборкуЭтот день в авиац...
  • sergey sava
    Все-таки, не "as", а "ace" - именно так пишется в оригинале слово "туз", изображение которого рисовали асы Первой мир...Этот день в авиац...

"Чёрные акулы" в Чечне

Решение об испытании вертолетов Ка-50 в боевых условиях было принято еще в конце 1999 года. Стремительное старение Ми-24, как физическое, так и моральное требовало срочного обновления парка боевых вертолетов армейской авиации.

Для боевых испытаний планировалось изготовить три Ка-50 на заводе «Прогресс» в Арсеньеве.

Вертолеты, уже эксплуатиру­ющиеся в Центре боевого применения ар­мейской авиации в Торжке, рассматрива­лись как запасной вариант.

Но боевого дебюта «акул» пришлось ждать еще год. Причин было несколько. Вертолет Ка-50 участвовал в турецком тен­дере, и разработчики опасались любых ос­ложнений, так как это снизило бы шансы машины на успех. Да и не все техническиепроблемы были решены.

Новых Ка-50 Арсеньевский завод так ине поставил, сказались финансовые про­блемы. Вот тогда и был подключен «запас­ной вариант» - вертолеты из Торжка.
Было подготовлено два вертолета Ка-50 и один Ка-29-целеуказатель. Первый Ка-50 построен на опытном производстве фирмы«Камов» (этот вертолет, кстати, снимался вфильме «Черная акула»), второй - выпу­щен Арсеньевским вертолетостроительным заводом. Внешне машины мало чем отлича­лись друг от друга, разве только размерами пятен камуфляжа.

На Ка-29 была снята часть штатного оборудования и установлено другое, ана­логичное оборудованию Ка-50. Конечно,существовал специально созданный дляцелеуказания вертолет Ка-52, но эта маши­на, видимо, еще «не созрела» для проверкив боевых условиях.

Лопасти Ка-29 были выкрашены в чер­ный цвет. Центр тяжести вертолета, пере­груженного дополнительной аппаратурой, сместился вперед.

Для компенсации под хвостовую балку подвесили груз-балласт массой 45 кг.
Перелет вертолетов из Торжка в Гроз­ный занял почти месяц. Только на аэродро­ме «Рышково», где машины останавлива­лись во время перелета, нелетная погода задержала группу на целых две недели. Там «диковинные» вертолеты сразу стали объектом внимания местных авиаторов и жителей. Там же, благо, времени было дос­таточно, с Ка-29 сняли блоки Б-8В-20 и рамы подвески управляемых ракет 9М114, демонтировали балочные держатели БДЗ-57 КрВ.

Только к концу декабря 2000 года уда­лось добраться до места дислокации - аэро­дрома «Северный» в Грозном, где базирова­лась группа авиации объединенной группировки войск, в оперативное подчи­нение которой и поступили машины.

Ка-29-целеуказатель

Вертолеты Ка-50 и Ка-29 разместили на бывшей стоянке технико-эксплуатацион­ной части, которая находилась немного ниже уровня основного аэродрома и была закрыта мощным земляным валом. Это ис­ключало возможность обстрела машин бое­виками. Слабо прикрытый сектор с запада закрывал своим «телом» вертолет Ми-24, давно не летавший и служивший источни­ком запчастей для других машин. На ночь вокруг «Черных акул» и Ка-29 (получив­шего у местных авиаторов прозвище «че­модан» из-за угловатых форм) выставляли автомобили аэродромного обслуживания, которые тоже играли роль «телохраните­лей».

Прибывшие экипажи выполнили не­сколько вылетов для ознакомления с райо­ном и особенностями боевых действий на Ми-24, а затем - на своих машинах. В од­ном из таких вылетов летчик «акулы» вы­пустил НАР по цели с малой дистанции - в результате осколками взрыва были повреж­дены лопасти несущего винта вертолета. Опыт ведения боевых действий приобре­тался, что называется, «на лету».

Задачи, поставленные перед вертолета­ми Ка-50, были следующие: огневая под­держка наземных войск, удары по ранее выявленным целям, свободная охота. Обыч­но на задание группа вылетала в таком порядке: впереди Ка-29, за ним Ка-50. Пер­вый вертолет обнаруживал цели и выдавал информацию боевым «товарищам». Часто эта информация была более ценной, чем данные разведки наземных войск. Их све­дения, прежде чем попасть к экипажам вер­толетов, проходили слишком длинный путь согласований и уточнений, сказывался и невысокий уровень связи. Был случай, ког­да за час барражирования над разведротой вертолетчики так и не смогли с ней свя­заться. Свободная охота «черных акул» да­вала лучшие результаты: за последние три дня командировки в Чечне вертолеты об­наружили и уничтожили 8 целей.

Появление новых мощных вертолетов не осталось незамеченным боевиками. Они даже предприняли попытку овладеть аэро­дромом «Северный», чтобы уничтожить ма­шины на земле. С серьезными потерями частям Министерства обороны и МВД уда­лось отбить нападение (насколько серьез­ным было положение, видно по тому, что даже аэродромным специалистам были определены секторы обороны и розданы до­полнительные боеприпасы).

В начале марта 2001 года вертолеты вернулись на базу в Торжок. Официально было объявлено, что испытание в боевых условиях прошло в целом успешно: Ка-50 подтвердил свои высокие боевые качества. Кто бы сомневался!
Правда, нужно отметить, что для всесто­ронних проверок боевой эффективности вертолетов 2 месяца - срок небольшой. К тому же выполнить достаточное количе­ство боевых вылетов не позволила зима.

Но нет сомнения, что материал, получен­ный в результате этих испытаний, многое скажет специалистам, позволит сделать необходимые выводы и рекомендации. В этом плане опыт применения вертолетов в боевых условиях поистине бесценен.
Сегодня можно точно констатировать одно: в России есть настоящие боевые вер­толеты. Осталось дождаться, когда они по­ступят на вооружение боевых эскадрилий.

Александр АРТЮХ, 
начальник группы
вооружения вертолетов

Источник: 

http://www.foxbat.ru/article/chech7/chech1.htm

наверх