На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 708 подписчиков

Свежие комментарии

  • oleg perow
    Автор! На иллюстрации к статье о патенте Базарова ТРД - турбореактивный двигатель, а в тексте упомянут ТВД - турбовин...Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную подборку.Этот день в авиац...
  • Сергей Ковалев
    вот тем китацы от нас и отличаются - берут и делают. а мы сегодня одной говорильней заняты. безответственной.«Если Boeing и Ai...

Операция "Фрэнтик" и разгром под Полтавой

ebfd524456af9b41056e6da3587f4cd752679e92

74 года назад на Полтавской земле разворачивались события, о которых долгое время предпочитала не вспоминать советская историография. Уникальная страница истории — непосредственное взаимодействие ВВС США и СССР при проведении "челночных операций" американской стратегической авиацией. Кодовое название операции — "Френтик" (англ.

«Frantic» — «неистовый», «бешеный»).

2.

B-17 (Flying Fortress) «Летающая крепость»

США располагали могучим воздушным флотом. Но базировался этот флот в Англии и Италии. Сложности у союзников возникали главным образом из-за того, что у истребителей сопровождения был гораздо меньший радиус действия, чем у бомбардировщиков. Поэтому американские "летающие крепости" не могли достичь многих объектов в восточной части Германии, а также на территории её сателлитов. Тогда возник оригинальный план: организовать сквозные полёты из Англии и Италии в СССР с попутным нанесением бомбовых ударов по военным объектам противника. Дозаправившись на советской территории и загрузившись бомбами, эскадра должна была повторить маршрут в обратном направлении.

3.

Почему Полтавщина?
Вопрос базирования был непростой, в связи с чем изучались районы Пушкина, Новгорода, Великих Лук, Курска, Орши, Харькова и Полтавы. Но остановились на Полтаве, аэродром которой в довоенные годы был одной из основных баз бомбардировочной авиации СССР. Тут базировались тяжелые самолеты 1-й авиационной армии особого назначения, функционировали единственные в стране Высшие штурманские курсы ВВС, а несколько ранее — Всеукраинская школа летчиков.



Аэродром перед войной имел ВПП с твердым покрытием, к тому же рядом обнаружились «достойные» аэродромы Миргорода и Пирятина и наличие сети площадок для базирования советских частей ПВО (Карловка, Петривцы, Гребенка и др.). Кроме того, район Полтавы имел то преимущество, что находился примерно на одинаковом расстоянии и от Англии, и от Италии.

4.

Американцы готовились к операции со свойственным размахом. Из Ливерпуля в Мурманск отбыл специальный конвой, из 5 судов («Джордж Ангел», «Джордж М. Кохан», «Эдвард П. Александр». «Джон Давинпорт», «Вильям Мак-Кинли») с грузом для операций. Корабли везли в Мурманск бензин, масло, запчасти, бомбы и боеприпасы, Только плит для покрытия ВПП привезли 12393 тонн! Все это без промедления отправили в Украину.

5.

4 апреля 1944 г. в Полтаву прибыла первая группа американских офицеров из 46 человек. Закипела работа по подготовке аэродрома, и это был настоящий подвиг. Основной трудовой силой оказались жители Полтавы, причем именно женщины.

Посол США в СССР А. Гарриман и представители американского и советского командования на авиабазе под Полтавой

Глава военной миссии США в Москве генерал Дин писал: «Поразительно, сколько было выполнено за тот короткий промежуток времени!.. Летное поле кишело женщинами, укладывавшими железные плиты на взлетные полосы. Работа шла непрерывно и прогрессировала с такой скоростью, что казалось, стальной ковер в милю длиной вырастал на глазах. Было очевидно, что здесь задержки не будет...». Работа была выполнена колоссальная! За 1 месяц было произведено 29000 куб. м земляных работ, уложено почти 250000 кв. м металлических плит, построены квартиры, казармы колодцы, спецсооружения.

6.

Первый «Френтик» совпал с открытием Второго фронта в Европе. 2 июня 1944 года американские бомбардировщики и прикрывавшие их «Мустанги» поднялись с итальянских аэродромов и взяли курс на Венгрию. Во главе 750 самолетов на В-17 с надписью на борту «Yankee Doodle II» летел командующий 15-й ВА генерал-лейтенант А. Эйкер.

7.


8.

Американские бомбардировщики B-17 97-й и 99-й бомбардировочных групп
возвращаются из первой челночной миссии

Самолеты обрушили бомбы на военные объекты в Румынии, превратив их в ад, и приближались к освобожденной территории СССР. Победное настроение подпортил грозовой фронт в районе Винницы, но все же самолеты удачно приземлились, удостоившись восторженной встречи.

9.

Брифинг пилотов американских бомбардировщиков B-17 перед боевым вылетом.
Аэродром 169-й авиабазы особого назначения под Полтавой.

10.

Брифинг пилотов американских бомбардировщиков B-17 перед боевым вылетом.
Аэродром 169-й авиабазы особого назначения под Полтавой.

11.

Брифинг пилотов американских бомбардировщиков B-17 перед боевым вылетом.
Аэродром 169-й авиабазы особого назначения под Полтавой.

Известно, что американцы были крайне довольны результатами первого «Френтика» и воздушные атаки Германии и Румынии продолжались. Во время одного из налетов из Полтавы немецкие самолеты ПВО атаковали американцев и сбили один бомбардировщик, на борту которого находился фотограф Маккей, везший отчет в снимках о пребывании американцев в Полтаве. В руки противника попали более 500 фотографий, по которым немцы без труда установили место нахождения базы...

После последовала еще одна оказия. Авиасоединение полковника Олда, сбросив груз на Плоешти, взяло курс на Полтаву, перелетало линию фронта, когда их засек немецкий самолет-разведчик. Операция «Френтик» была рассекречена...

Точные сведения о базировании американских бомбардировщиков добыл лейтенант Ганс Мюллер. Фотографии полтавской базы срочно передали командиру KG55 люфтваффе полковнику Вильгельму Антрупу. Это случилось утром 21 июня 1944 года, и немцы к ночи приготовились атаковать аэродромы Полтавы и Миргорода. Для операции возмездия Геринг определил «Флигеркорпс IV» соединение бомбардировочных эскадр KG 27 «Boeike», KG 53 «Legion Kondor», KG 55 «Greif», а также специальную эскадру KG 4 «General Wever» самолетов-прокладчиков маршрута («следопытов»), отыскивавших, обозначавших и подсвечивавших объекты удара. Корпус предназначался исключительно для действий ночью без истребительного прикрытия.

После того, как осветительные бомбы указали немцам путь к их цели, стало очевидным — Полтаве придется туго. Город и базу просто засыпали бомбами разной убойной силы и разных приспособлений. Налёт продолжался 1 час 40 минут. В нём приняли участие 120 самолётов люфтваффе. 44 американских бомбардировщика были уничтожены, 25 - повреждены. На земле сгорели 25 советских истребителей. Были убиты двое американцев, пятнадцать - ранены. Русских было убито 26 человек и ранено 80. Именно тогда был убит известный военный журналист П. Лидов., первый написавший о Зое Космодемьянской. Там же погибли ещё два советских журналиста.

12.

памятник погибшим на полтавском аэродроме в ночь с 21 по 22 июня

13.

вокруг памятника

14.


15.

Командование 310-й дивизии прислало на помощь 6 истребителей из Харькова и 6 из Кременчуга, но было поздно. Любопытно, что немцы не только не потеряли ни одного самолета, но даже не имели раненых в экипажах!

16.

Советские солдаты ремонтируют аэродром 169-й авиабазы особого назначения под Полтавой после
немецкой бомбардировки. Видны следы попаданий зажигательных бомб.

Базу опять надо было приводить в порядок, кроме того, изрядно досталось и самой Полтаве. И вновь на трудовую вахту вышли горожане и гарнизон. Нечеловеческие темпы восстановления базы наткнулись на серьезную проблему — немцы усеяли территорию бомбами-сюрпризами. Лишь несколько американских военных помогали разминировать аэродром. Как пишут их очевидцы: «Русский солдат, вооруженный 20-футовым щупом, приступил к неприятной задаче по прочесыванию поля с помощью сенокосилки, в которую была впряжена лошадь. Солдат размахивал перед собой щупом, словно косарь, причем некоторые „сюрпризы“ от этого взрывались. Иногда мы слышали даже серию взрывов».

Помимо фактически восстановленного аэродрома за шесть дней (!) было обезврежено 24570 бомб.

17.

Американские офицеры на аэродроме под Полтавой рассматривают последствия немецкой бомбардировки в ночь на
22 июля 1944 года. На заднем плане — разбитые и сожженные бомбардировкой американские бомбардировщики B-17.


18.

Американские кинооператоры среди обломков самолета — последствий немецкой бомбардировки в ночь на 22 июля 1944 года. На заднем плане — целые, а также разбитые и сожженные той же бомбардировкой американские бомбардировщики B-17.

19.

Обломки американского бомбардировщика B-17, уничтоженного немецкой бомбардировкой

20.

Техник среди обломков бомбардировщика B-17

21.

Американские офицеры среди обломков бомбардировщика B-17

22.

Аэродром 169-й авиабазы особого назначения после немецкой бомбардировки.
Видны уничтоженные и неповрежденные американские бомбардировщики B-17.


23.


24.


25.


26.

Сгоревший американский бомбардировщик B-17 №297247

27.

28.

Советский часовой у обломков B-17

Челночные полеты продолжались, причем теперь уже во взаимодействии с наступавшими советскими армиями. Однако операцию начали сворачивать. В октябре из Полтавы через Ростов и Баку в Каир ушел первый состав американцев. Вскоре штаб-квартиру Восточного авиационного командования покинул его руководитель Роберт Уэлш. 22 июня 1945 года «Фрэнтик» официально закрыли. Последним покинул город бригадный генерал Вильям Ритчи.

29.

Еще немного интересных фотографий

30.

Советские солдаты и американский военнослужащий на складе аэродрома

32.

Предположительно командиры полков полтавского аэроузла, 169-я авиабаза особого назначения.
В центре — девушка-переводчик. Американцы: слева полковник Бартон из 483-й бомбардировочной группы,
справа полковник Райс из 2 бомбардировочной группы.


33.

Техник-сержант Джозеф Е. Томпсон учит советского мальчика английским словам

34.

Сержант С. Вайншенкер и техник-сержант Вильям Топпс с сыном полка 169 авиабазы особого назначения.
Имя неизвестно, возраст — 10 лет, служил помощником техника по вооружению. Аэродром Полтава.

35.

Американский и советские пилоты рядом с истребителем P-39 «Аэрокобра», поставлявшимся в СССР по ленд-лизу.

36.

Советские летчики, наземный персонал и американский военнослужащий (в центре) на фоне советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 под Полтавой в июне 1944 года. Американец — техник-сержант Бернард Макгвайр (Bernard J. McGuire)
из 348-й эскадрильи, 99-й бомбардировочной группы.

37.

Советские и американский техники рассматривают американский журнал.

Все американцы, покидавшие Полтаву, получали особую памятку, подготовленную штабом Восточного авиационного командования США. В ней говорилось:

"Помни:
1. Место, где ты был, раньше было оккупировано врагом.
2. Русские убрали все бомбы и мины, сброшенные немцами 21 июня 1944 г., и, убирая их, понесли большие жертвы. Бомбы были предназначены для американских самолетов и личного состава.
3. Русские проделали большую физическую работу для нас, создавая нам хорошие условия жизни. Они разгружали вагоны, помогали рыть ямы, снабжали нас водой, помогали питанием и т.д. Ни одна другая нация не сделала для нас столько много, сколько сделали для нас русские.
Вы должны быть честными и правдивыми в своих высказываниях о России. Критиковать
общее по одному индивидууму нельзя. Помни, что своим высказыванием можешь испортить результат многомесячных работ и усилий всего нашего командования. Придерживайся фактов".

P.S. Цветные фотографии сделаны с музеев: Полтавский музей дальней авиации, Полтавский музей авиации и космонавтики. Черно-белые фотографии - Р. Тири (R. L. Thiry)

Ссылка на первоисточник
наверх