"Илья Муромец" V-й тип Е № 266 Е-56 штабс-капитана Г. В. Алехновича. Винница, осень 1916г.
НА СЛУЖБЕ У ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
С октября 1916 г. по апрель 1917 г. на базе Эскадры в Виннице шло активное перевооружение и переоснащение новых кораблей. Сменялись ненадежные 150-сильныё "Санбимы". На их место ставились два мотора "Рено" в паре с РБ3.6, или четыре "Рено" (на типы Е). или четыре РБ3.6, или, на худой конец, "Санбимы" по 160 сил. "Муромцы" с уже полностью остекленным носом и с установленными на них "Рено" и РБ3.6 считались аппаратами типа Г-2, Для защита кораблей от истребителей противника сзади в мастерских ' Эскадры на четырех "Муромцах" были сделаны хвостовые пулеметные точки, что впоследствии себя полностью оправдало. При этом прежнее, трехкилевое, оперение было снято и установлено присланное с Русско-Балтийского завода новое, двухкилевое. Таким образом были переделаны корабли: 1-й и IV-й (типа Г), V-й и IX-й (типа Е).
На январь 1917г. в ЭВК насчитывалось около 30 кораблей. Из них лишь 4 "Муромца" находились непосредственно на фронте. В 1-м отряде на Юго-Западном фронте в Ягельнице было два корабля: XIII-й – штабс-капитана В. А. Соловьева и XV-й – капитана Г. В. Клембовского. Причем XIII-й № 169 (эксплуатировавшийся еще с 1915 года!) был настолько изношен, что совершенно не годился для полетов. В 3-м отряде на Западном фронте в Станьково находились еще два "Муромца": "Киевский" (пятый по счету, № 182) капитана И. С. Башко и XIII-й – штабс-капитана Е. М. Городецкого.
В начале 1917 г. из "Муромцев", находившихся на фронте, лишь "Киевский" выполнял боевые задания, совершив с января по март 11 вылетов. 6 апреля капитан Башко осуществил перелет Станьково-Винница, покрыв расстояние в 650 верст за 6,5 часов. На базе Эскадры он получил новый (уже шестой) "Киевский", с которым и воевал до конца 1917 г. Корабль относился к типу Г-2 (один из №№ 218-222), но вместо положенных "Рено" и "Руссобалтов" его оснастили четырьмя английскими 160-сильными "Бердморами", пожалуй, самыми лучшими моторами из когда-либо стоявших на гигантах Сикорского.
Кампанию 1917 года корабли Эскадры воевали в основном на двух фронтах: Юго-Западном и Румынском.
Сначала о деятельности румынского отряда "Муромцев". Четвертый боевой отряд воздушных кораблей под командованием капитана Р. Л. Нижевского, назначавшийся на Румынский фронт, был сформирован еще осенью 1916 г. В его составе находились корабли: V-й № 266 – штабс-капитана Г. В. Алехновича, IX-й № 265 – капитана Р. Л. Нижевского (оба ИМ – типа Е) IV-й (с хвостовой пулеметной точкой) – поручика Я. Н. Шарова и III-й – капитана Е. И. Жигайлова. В начале апреля экипажи румынского отряда получили приказ перелететь на фронт. 8 апреля до места назначения добрались лишь IV-й и IX-й корабли. III-й вследствие сильного встречного ветра пролетел только до ст.Рыбница на Днестре, где при посадке был опрокинут шквалом на правое крыло, которое при этом было совершенно разбито. "Муромец" пришлось доставлять обратно в Винницу для ремонта. А корабль V-й сел в Кишиневе и присоединился к отряду лишь в мае. Базой 4-го отряда стало село Болгарийка под Белградом. В задачу кораблей на участке фронта русской 6-й армии входили бомбардировка штабов и складов, а также разведка по линии тыла ж/д Тульча-Бабадах.
Первый боевой полет корабля 4-го отряда (который был также и первым боевым полетом "Муромца" типа Е) на Румынском фронте состоялся 8 апреля 1917 г. Тогда старт принял Корабль IX-й № 265, ведомый капитаном Нижевским. Экипаж получил задание произвестиьбомбометание по портовым сооружениям и складам г. Тульча, попутно осуществить разведку и фотографирование неприятельских укрепленных пунктов и позиций Тульча и Исакча. 116-пудовую нагрузку "Муромца" составляли: 7 членов экипажа (командир, артофицер, механик, моторист и 3 пулеметчика), бензина – 48. пудов, масла – 8 пудов, 2 пулемета "Виккерса", 3 – "Льюиса", 2 – "Мадсена" и 10 пудовых бомб. Полет длился 3 часа 18 минут. Удачно сброшенные в Тульче бомбы вызвали там два пожара.
20 апреля отбомбившийся в Исакче IX-й на обратном пути (пролетая над Измаилом ! был обстрелян нашей батареей. В этот же день поручик Шаров предпринял (Окончившуюся неудачей попытку совершить боевой полет. На высоте 700 м у корабля сломался один мотор. При вынужденной посадке IV-й налетел на гряды, сломав при этом шасси, винты и переднюю коробку крыльев. Его, как и упомянутый выше корабль III-й, после этого отправили на ремонт в Винницу.
7 мая артогнем с земли был подбит один мотор "Рено" на корабле Нижевского. К счастью, пожар, возникший из- за попадания бризантного снаряда, удалось потушить в течение 5 минут. После этого корабль сбросил на позиции у Прислава 11 пудов бомб и благополучно вернулся на свой аэродром. Тем временем из Кишинева прибыл второй корабль типа Е – V-й № 266 – штабс-капитана Алехновича. 31 мая V-й и IX-й совершили совместный налет на Тульчу, сбросив по складам и казармам неприятеля 18 пудов бомб. Причем, для V-ro это был первый и последний боевой полет.
В августе 4-й боевой отряд переименовали в 1-й. Его последняя операция на Румынском фронте состоялась 21 сентября. Всего же отряд капитана Нижевского совершил 15 боевых полетов, из которых 13 приходилось на долю командирского корабля и по одному – на V-й и XVI й. Было сброшено 150 пудов бомб, сбито 1-2 самолета противника, добыты ценные разведданные для 6-й русской армии
Боевая работа кораблей эскадры в 1915 – 1916 гг.
Заводской номер | Номер в ЭВК | Даты первого и последнего боевых вылетов | Количество боевых полетов | сброшено пудов бомб |
151 | III | 06.04 - 02.11.1915 | 31 | свыше 470 |
150. | Киевский (1) | 15.02 - 05.06.1915 | 27 | до 360 |
169 | Киевский (2). XIII | 03 .10.1915 - 11.11.1916 | 9+15 | до 154 |
162 | Киевский (5) | 02.08.1916 - 11 03 1Я17 | 21 | свыше 167 |
? | Киевский (6) | 04.06. • 14.09.1917 | 21 | до 160 |
194 | II | 12.07. - 19.09.1916 | 19 | свыше 32 |
167 | II | 17.09.1915 - 26.05.1916 | 17 | свыше 339 |
? | 1 | 26.03. - 09.09.1916 | 15 | свыше 150 |
? | VI | 19.04. - 09.09.1916 | 14 | свыше 150 |
265 | IX | 15.04. - 21.09.1917 | 13 | до 130 |
165 | 1 | 02.07. - 02.11.1915 | 12 | свыше 104 |
? | IV | 14.06. - 13.09.1816 | 10 | свыше 110 |
Остальные корабли совершили от 1 до 6 боевых вылетов
Теперь о деятельности отрядов воздушных кораблей на Юго-Западном фронте. В 1-м боевом отряде в апреле еще оставался старый корабль типа Г-1 – XV-й с "Санбимами" – капитана Г. В, Клембовского. 14 и 26 апреля он совершил два блестящих боевых вылета. завалив в последнем 2 неприятельских аэроплана.
В начале апреля 1917 г. на аэродром у д. Микулинцы прибыл 2-й боевой отряд в составе корабля 1-го – старшего лейтенанта Г. И. Лаврова. На этом "Муромце" типа Г-2 "Ренобалт" (иэ №21в-222) был установлен хвостовой пулемет – один иэ семи, составлявших его вооружение. Ст.лейтенант Лавров успел совершить несколько боевых полетов, сбив в одном иэ них 2 немецких истребителя. 29 апреля произошла трагедия. Около 6 часов утра корабль 1-й пролетал на высоте 3000 м над расположением 2-го корпусного авиаотряда (као). давая сигналы очередями иэ пулемета. Истребители 2-го као должны были вылететь на сопровождение "Муромца". Далее, по свидетельствам очевидцев, с корабля начали падать различные средние и мелкие части, т. е. он стал рассыпаться в воздухе. "Илья Муромец", не выходя иэ пологого штопора, упал на окраине д Доброводы. Погибли все члены экипаже: командир корабля ст.лейтенант Г. И. Лавров, поручик С. К. Витковский. лейтенант А. Ю. Шокальский. прапорщик Ф П. Балашов, унтер офицер Ф Сафронов и подъесаул А И. Отрежко. Таким образом, в результате этой катастрофы 2-й отряд воздушных кораблей прекратил свое существование.
В конце мая подполковник Башко на своем новом "Киевском" совершил перелет на Юго-Западный фронт по маршруту Винница Хоростков-Бучач С июня по сентябрь 1917 г на фронте русской 7-й армии в Южной Галиции (100-верстная полоса от Гржимайлова до Днестра) действовали 1-й (в августе был переименован во 2-й)и 3-й боевые отряды, имея в своем составе от 5 до в кораблей.
18 июня корабль IV-й (после ремонта он действовал в составе 1-го отряда) возвращавшийся с боевого задания, атаковали 8 неприятельских истребителей. Все члены экипажа (поручики Я. Н. Шаров и А. Ю. Лутц. капитан А. П. Барбович и рядовой Редько) получили ранения. Несмотря на это. корабль выдержал упорный воздушный бой. смог отбиться и благополучно вернулся на свой аэродром. А вот эксплуатационных потерь авиаторам избежать не удалось В еженедельных сводках Юго-Западного фронта имеется следующее сообщение: "20 июня при посадке на аэродроме, по возвращена с разведки, потерпели аварию два наших корабля "Илья Муромец" Один из них сгорел, другой требует ремонта вне аэродрома".
1-я боевая авиагруппа армий Юго-Западного фронта (2-й, 4-й и 19-й као) ротмистра А. А. Козакова, имевшая на вооружении истребители "Ньюпор", оперировала в Южной Галиции (т. е. там же, где и два отряда Эскадры Воздушных Кораблей). Одной из задач этой группы была охрана "Муромцев". Так, 19 июня "Киевский" сопровождали 3 истребителя 19 као. Впрочем, в этот первый в 1917 году совместный вылет самолетов противника не встретилось, а "Киевский" спокойно сбросил бомбы на ст. Хуциско.
В июне и июле на фронте летал практически один " Киевский", совершив за эти месяцы 13 боевых вылетов.
19 июля "Киевский" во время бомбометания в районе Васильковцее подвергся нападению неприятельских истребителей и оказал им достойный отпор, сбив, согласно донесению экипажа, от 1 до 3 самолетов. После этого подполковник Башко дотянул "Киевский" до своего аэродрома только на двух работающих "Бердморах".
В августе 2-й и 3-й боевые отряды Юго-Западного фронта перелетели в Стриховцы. 20 августа состоялся первый групповой полет под охраной истребителей 1-й боевой авиагруппы. В нем принимали участие следующие корабли 3-го отряда: "Киевский" – подполковника И, С. Башко и XVII 1-й – ротмистра А. В. Середняцкого. Среди пилотов четырех "Ньюпоров", сопровождавших "Муромцы", были штабс-капитан Бродович, командир 19-го као (тот самый, что командовал III-м кораблем до мая 1915 года) и прапорщик И. Смирнов – ас номер два (после аса А. А. Козакова).
30 августа летчики 4-го и 19-го као вновь охраняли четыре корабля 2-го и 3-го отрядов, шедших на бомбометание складов Хоросткова. Ст.унтер-офицер И. У. Павлов (впоследствии известный у красных летчик) писал в донесении об этом налете: "… в Хоросткове, в центре города виден дым, очевидно от бомб кораблей, так как они по очереди проходили над Хоростковым. Я наблюдал за кораблями и проводил их до Кузьмина. Красивое было зрелище, когда шли на большой высоте "Илья Муромцы", а около них вились "Ньюпоры" – маленькие, словно игрушечные". От сброшенных тогда 37 пудов бомб в складах Хоросткова возникли пожары.
Всего на охрану кораблей истребители 1-й боевой авиагруппы армий Юго-Западного фронта сделали 17 самолето-вылетов (19 июня, 20 и 30 августа, 13 и 14 сентября) 14 сентября пять "Муромцев" при сопровождении трех "Ньюпоров" совершили налет на Хоростков и Перемилув. Шедшие над "Муромцами" на высоте 4500 м ст.унтер-офицер И. Павлов и прапорщик М. Земблевич заметили два неприятельских самолета, атаковавших сверху один корабль. Приблизившись, "Ньюпоры" с нарисованными на килях черепами быстро отогнали немецкие "Роланды". Начальник 3-го отряда подполковник И. С. Башко послал в 1-ю боевую авиагруппу телеграмму с благодарностью: "Спасибо белому черепу". В тот день корабль VIII-й при возвращении с бомбометания немного отстал от своей группы. В районе д. Элеоноровка его атаковал с расстояния 100 м вражеский истребитель. Экипаж "Муромца" открыл ответный огонь. После короткой схватки самолет противника перевернулся и упал. Эта воздушная победа была подтверждена авиапостами частями сторожевого охранения – редкий случай, когда удалось получить подтверждение с земли об уничтоженном аэроплане неприятеля. Обычно же дело ограничивалось лишь донесениями членов экипажа корабля, видевших снижение или падение атаковавших их самолетов.
В таблицу сведены известные нам факты воздушных побед кораблей Эскадры. Они собраны из мемуарных источников и архивных дел.
Последний боевой полет произошел 16 сентября. Три корабля 2-го отряда сбросили 29 пудов бомб на склады Хепещова. В сентябре "Илья Муромцы" 2-го и 3-го отрядов выполнили до 15 боевых заданий, отбомбившись по противнику 142 пудами бомб. Всего же за 1917 год кораблями ЭВКбыло выполнено около 65 боевых вылетов и сброшено до 650 пудов бомб. В 17-м году воевало до 15 "Муромцев". За всю германскую камланию из 51 полученного Эскадрой боевого корабля (всего в ЭВК поступило 60 "Илья Муромцев") воевало приблизительно 40. Они совершили до 270 боевых вылетов, сбросив около 3000 пудов бомб.
Аэропланы противника, сбитые и поврежденные в воздушных боях с "Илья Муромцами" с 1915 г. по 1916 г.
Дата | Корабль, вооружение | Командир корабля | Кол во | Сообщение |
5 июля 1915 г. | Киевский 1 Мадсен | поручик Башко И. С. | 1 | "с громэндным креном стал падать" |
19 марта 1916 г. | II 2 Мадсена | штабс-капитан Панкратьев А. В | 1 | сбит "фоккер" хауптмана фон Маккеннена |
19 мая 1916 г. | XIII 3 Мадсена | штабс-капитан Соловьев В. А. | 1 | "Альбатрос" пошел круто на снижение" |
2 июля 1916 г. | 1 3 Мадсена | лейтенант Лавров Г. И. | 1 | сбит моноплан-истребитель (подтверждено с земли) |
21 августа 1916 г. | XVI 3 Мадсена | поручик Макиюев Д. Д. | 1 | "истребитель, качаясь, пошел на снижение" |
10 сентября 1916 г. | VI 3 Мадсена | поручик Головин С. Н. | 1 | поврежден биплан-истребитель, пилот лейтенант Гаммер ранен |
12 сентября 1916 г. | XVI 3 Мадсена | поручик Мз&шеев Д. Д. | 1-3 | сбиты |
апрель 1917 г. | 1 7 пулеметов | ст. лейтенант Лавров Г. И. | 2 | факт сбития на подтвержден |
25 апреля 1917 г. | XV 4 пулемета | капитан Клембовский Г. В. | 2 | Факт сбития не подтвержден |
19 июля 1917 г. | Киевский 3 Льюиса | подполковник Башко И. С. | 1-3 | факт сбития не подтвержден |
август 1917 г. | IX 7 пулеметов | капитан Нижевский Р. Л. | 1—2 | факт сбития не подтвержден |
14 сентября 1917 г. | VIII 3 пулемета | есаул Лобов В. Д. | 1 | сбит истребитель (подтверждено с земли) |
ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ
В конце сентября – начале октября 3-й боевой отряд И. С. Башко, находившийся на Юго-Западном фронте, получил предписание передислоцироваться на Западный фронт – на место своей старой стоянки у д. Станьково под Минском. Полковник Башко совершал 6-7- часовые перелеты, перегоняя "Киевский" и потом – XV-й по маршруту Стриховцы – Станьково. Остальные корабли его отряда (ХI-й и XIII-й) отправили по ж/д. Таковы, пожалуй, самые значительные события в деятельности "Муромцев" в этом месяце.
В октябре начался постепенный распад Эскадры. Политические страсти накалились до предела. Среди нижних чинов царило всеобщее антивоенное настроение. Подстрекаемые различного рода агитаторами, они открыто хамили и не подчинялись офицерам. Захват большевиками Зимнего дворца в Питере окончательно вывел из равновесия и без того шаткое положение на базе ЭВК в Виннице. 28 октября после митинга, на котором выступала некая Евгения Бош, "возбуждавшая солдат" против офицерства, произошло восстание Винницкого гарнизона. В результате стычек между верными Временному правительству офицерами и солдатами получили ранения четыре нижних чина и один убит. После этого все оружие зачинщиков (а также авиационные пулеметы из склада Эскадры) было сдано помощнику комиссара Юго-Западного фронта. Исполняющий обязанности Начальника ЭВК войсковой старшина Попов отмечал в телеграмме Увофлоту: "…переворот последних дней октября отразился на командах Эскадры, расположенных в г. Виннице".
Тогда на базе в Виннице имелось 8 кораблей, которые были в различных стадиях ремонта, сборки, регулировки и установок моторов и радиаторов. Десять кораблей находились пока на фронте.
Состав ЭВК по состоянию на 25 октября 1917 г.
1-й боевой отряд. Румынский фронт.Болгарийка
IX подполковника Р.Л.Нижевского
XVI поручика А.А.Кованько
2-й боевой отряд, Юго-Западный фронт, Стриховцы
III капитана Е.И.Житайлова
VIII есаула В.Д.Лобова
X ротмистра А.В.Середнницкого
XII поручика Ю.А.Кроткова
3-й боевой отряд, Западный фронт, Станьково
Киевский полковника И.С.Башко
XV штабс-капитана И.Г.Демичева- Иванова
XI штабс-кэпитана Г.В.Грека
XIII капитана А И.Белякова
База. 4-й запасной отряд, Винница
I поручика Г.Г.Плешкова
II ротмистра В.А.Романова
II учебный
IV капитана Я.Н.Шарова
V капитана Г.В.Алехновича
VI поручика А.Ю.Лутца
XIV подпоручика А.А.Гаврилова
XIV учебный
№ 237,238 на платформах
Однако на Эскадру обрушились не только политические неурядицы. 15 ноября при взлете из-за внезапной остановки двух левых моторов "Рено" разбился "Илья Муромец" V-й типа Е, пытавшийся совершить пробный полет после ремонта.Еще более ощутимый урон нанесла начавшаяся в тот же день сильная буря. В Виннице было поломано 2 учебных и 2 боевых корабля, а также 11 малых аппаратов типа С-16, "Фарман", "Бреге" и "Вуазен". Во 2-м боевом отряде на Юго-Западном фронте по той же причине приведены в негодность корабли VIII-й и ХII-й, а также повреждены III-й и Х-й.
За весь 1917 г. Эскадра получила только 3 корабля (из посланных из РБВЗ четырех) типа Г-3 – первые и последние "Муромцы" нового типа ЭВК. Из них только ГФ 236 собирался в Виннице. Он был назван II-м боевым кораблем. Опытный корабль №243 (первый из построенных кораблей типа Г-3 и проходивший все лето 1917 г. испытания в Петрограде) был сорван ноябрьской бурей с подвижного состава на ст.Орша. сильно поврежден и до Винницы так и не добрался. Корабли № 237 и Ni 238 постигла похожая участь, но они все же достигли места назначения, где и находились неразгруженными на платформах до полного развала ЭВК. Разгружать их не было смысла, т. к. на ремонт и сборку даже при благоприятных условиях потребовалось бы 3-5 месяцев.
"Илья Муромец" 1917 г.
Заводской номер | номер в ЭВК | двигатели | дата отправки с с завода | место назначения | примечание |
Г 71 236 | II | 2х Рено 225 л.с. 2хРБЗ.6 150 л.с. | 02.09.1917 | Винница | был собран |
Г 72 237 | — | 2хРено 225 л.с. 2хРБЗ.6 150 л.с.
| 11.10.1917 | Винница | не был собран |
Г 73 238 | — | 2хРено 225 л.с. 2хРБЗ.6150 л.с. | 16.10.1917 | Винница | не был собран |
Г 78 243 | — | 2хРено 225 л.с. 2хРБЗ.6 150 л.с. | 30.10.1917 | Винница | не доставлен до Винницы |
В феврале 1918 г. передовые германские части, не встречая активного сопротивления, вступили в Винницу. Остатки местного гарнизона бежали. Команда Эскадры, по неподтвержденным данным, успела сжечь несколько "Муромцев". Таким образом, немцам достались одни поломанные и разбитые корабли. Имущество захваченной ЭВК ими было передано в руки Центральной рады. Далее судьба направила остатки российской Эскадры по двум направлениям: польскому и украинскому.
ПОЛЬСКИЕ ДНИ
В начале 1918 г. в 3-м боевом отряде Эскадры в Станьково находились 4 корабля: "Киевский", XI-й, XIII-й и XV-й. 15 января XV-й был приведен amp; негодность упавшей на него крышей. Зимнее наступление австро-германских войск на минском направлении создало угрозу захвата аэродрома 3-го отряда. Когда ситуация стала критической (8/21 февраля немцы захватили Минск), в отсутствие приказов каждый сам решал, как ему отступать. Штабс-капитану Г. В. Греку удалось улететь в Киев. Что произошло с ним и с его кораблем в дальнейшем – неизвестно. Прапорщик А. В. Насонов сумел сесть в Борисове, но при приближении немцев сжег свой корабль.
В полдень 9/22 февраля 1918 г. принял старт "Киевский", ведомый полковником И. С. Башко. На борту находились капитан В. Моисеенко, мотористы И. Григорьев и Ф. Грошев. Командир предполагал долететь до Смоленска, чтобы выйти из области действия польских и австро-германских войск.
Неблагоприятные погодные условия – снег и низкие облака, а также заевший в блоке трос управления, вынудили Башко сесть в Бобруйске, в расположении частей 1-го Польского корпуса легионеров под командованием генерала Ю. Довбор-Мусницкого. Башко был арестован, поскольку незадолго до этого его корабль якобы участвовал в налете на польские войска. Остальным трем членам экипажа выдали пропуска для свободного проезда в Россию и они беспрепятственно добрались до Смоленска. Вскоре командира "Киевского" освободили на поруки начальника авиации 1-го польского корпуса.
Много позже о трехмесячном нахождении полковника Башко с его кораблем в Бобруйске польские источники написали: "…с офицерами 1-го корпуса был солидарен полковник российской армии Башко, который принадлежал со своим самолетом "Илья Муромец" авиации этого корпуса". Башко есть на снимках среди польских офицеров. За те дни его "службы" летчику вручили памятный крест 1-го Польского корпуса с выбитым годом "1918".
Немцы требовали расформирования польских "оккупационных" частей, к которым ранее они относились лояльно. В мае германские части перешли к более решительным действиям и уже находились на подступах к аэродрому в Бобруйске. Поляки, не желая, чтобы их авиация досталась немцам, поступили весьма своеобразно. Сначала запускался мотор, затем хорунжий Нарвид-Кудло садился в кабину, устанавливал штурвал в соответствующем положении, привязывал его, давал полный газ и быстро вылезал из самолета. "Ньюпоры" и "Мораны" один за другим взлетали без пилота и падали.
Тем временем Башко с несколькими легионерами (И. Выржиковский, П. Скуратович и Е. Тромщинский) собирал понемногу бензин низшего сорта и сливал его в баки корабля, т. к. ситуация была очень напряженной. 19 мая в связи с объявленной демобилизацией польских войск было получено предложение сдать "Муромец" немцам. После этого Башко стал еще усерднее готовиться к побегу. При содействии тех же польских легионеров к 22 мая он привел корабль в полную полетную готовность, В ночь на 23 число "Киевский" со своим командиром и тремя поляками на борту взлетел с бобруйского аэродрома и взял курс на восток. 4-х часовой полет проходил в очень сложных метеоусловиях. Корабль попал в сильный дождь, моторы перестали работать, и пришлось планировать с высоты 500 м, выбирая место для посадки. При снижении "Киевский" задел крылом за дерево и свалился в огород у д. Желанья (Юхновского уезда Смоленской губернии). Сбежавшиеся местные жители приняли экипаж за немецких шпионов; они арестовали авиаторов, отобрали оружие и сдали в Юхновский совдеп. Два пулемета "Льюис", три "Нагана" и один "Маузер" были переданы в отряд Красной армии, направлявшийся на подавление мятежа чехословацкого корпуса.
Членов экипажа "Киевского" под конвоем доставили в штаб Московского округа для выяснения личности. Затем, 1 июня, их передали в Главное Управление Воздухфлота. Башко' поручили вывезти свой корабль с места аварии. В июне погруженные в вагон обломки воздушного корабля вместе с 4-мя "Бердморами" были доставлены в Москву. Три польских офицера, чудом избежав ареста ВЧК, с большим трудом добрались к ноябрю 1918 г. до Мурманска, и отплыли во Францию. А военный летчик И. С. Башко остался служить у красных, у него не было выбора…
НА ГЕТМАНСКОЙ СЛУЖБЕ
В январе 1918 г. Центральная рада провозгласила независимость Украинской Народной Республики. Все имущество русских авиаотрядов обращалось на создание авиации Украины. В марте 1918 г. Винницу захватили-гайдамаки. С этого времени остатки Эскадры "Муромцев" стали принадлежать Украине. В конце апреля немцы покончили с Центральной радой, не признававшей ни советской, ни германской власти. Генерал Скоропадский был провозглашен гетманом Украинской Державы, созданной под германским контролем. Главой гетманской авиации назначили бывшего начальника ЭВК полковника Г. Г. Горшкова. А остатки царской Эскадры назвали на украинский лад – "Ескадра Повiтрових Кораблiв"(ЕПК). Переписка и разговоры велись только на украинском языке. Из прежнего личного состава ЭВК в ЕПК остались служить 33 человека, из них 17 чиновников и 16 офицеров. Среди офицеров были известные летчики старой Эскадры: подполковники А. П. Барбович, В. А. Иванов, Р. Л. Нижевский, капитаны С. Н. Головин, Я. Н. Шаров, подпоручик А. М. Лавров. Начальником "Ескадри Повiтрових Кораблiв Украiньской Держави" стал подполковник Нижевский.
Что же осталось от Эскадры на службе у "Ясновельможнаго Пана Гетьмана"? Как уже известно, на вооружении ЭВК осенью 1917 г. состояло 18 кораблей, 10 находились в трех отрядах на фронте и 8 – на базе в Виннице. Четыре "Муромца" из 3-го отряда полковника Башко не достались Украине (1 разбился, 3 были эвакуированы в разные места). Все четыре корабля 2-го отряда ротмистра Середницкого были поломаны ноябрьской бурей. Только в 1-м отряде подполковника Нижевского оба "Муромца" оставались исправными. В Виннице также были потери: 5 кораблей (4 пострадали от бури и 1 разбился) Правда, 1918 г. туда сумели доставить имущество 1-го и 2-го отрядов. Таким образом, на апрель 1918 г. на базе ЕПК в Виннице имелось 14 кораблей, из которых большинство уже не подлежало ремонту. А 30 мая число "Муромцев" еще уменьшилось – при загадочных обстоятельствах загорелся Винницкий склад авиационного имущества. Среди 11 сгоревших самолетов было 2 "Муромца".
Летом 1918 г. велась работа по складированию, упаковке и проверке оставшейся матчасти ЕПК. Выявлялась годность к дальнейшей службе кораблей и малых аппаратов. Но дальше составления актов и переноса имущества с Семенного завода на другие склады дело не пошло. В июле 1918 г. был издан приказ о ликвидации ЕПК. Возможно, что "Муромцы" с нарисованными трезубцами так и не смогли ни разу взлететь, выполняя задания гетмана.
Полковник Горшков был смещен с должности Начальника Гетманской авиации и назначен начальником Одесской авиашколы, а в апреле 1919 г., после занятия Одессы красными – расстрелян… Та же участь постигла и бывшего начальника ЭВК Шидловского, которого ВЧК задержала вместе с сыном при попытке перехода финской границы. Нижевскому удалось уехать во Францию.
Дальнейшая история воздушного корабля "Илья Муромец" уже относилась к последнему ее периоду – службе в Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Марат ХАЙРУЛИН
"Ильи Муромец Киевский" (шестой) полковника И.С.Башко. Юго-Западный фронт, Бугач. июль 1917г.
"Илья Муромец" Г-3 "Ренобалт" №243 с хвостовой пулеметной точкой. Комендантский аэродром, Петроград, август 1917г.
"Илья Муромец Киевский" (пятый) № 182 В-36 капитана И. С. Башко перед боевым вылетом. Западный фронт, Станьково, февраль 1917 г.
Свежие комментарии