![]() |
Лишние билетики есть. Но дорого
Еще совсем недавно количество российских аэропортов составляло 1401, на настоящий момент их осталось в живых всего 328. Напомню: аэропорт - это комплекс сооружений, предназначенный для приёма-отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование. Говоря совсем простым языком, для большинства городов России - это небольшое здание с залом ожидания, билетными кассами, буфетом, аптечным киоском и крошечной гостиницей. Кроме всего вышеупомянутого, даже самый небольшой аэропорт - штука достаточно высокотехнологичная, требующая высококвалифицированных и оплачиваемых выше среднего специалистов, а, следовательно, очень дорогая (кстати, очень рекомендую статью Андрея Крамаренко "Аэропорты: экономия на масштабе" ).
Для местных бюджетов такие суммы неподъемны, инвестора найти нереально, ибо подобные сооружения в небольших городах сверхубыточны из-за низкого пассажирооборота. К примеру, в расписании аэропорта "Липецк" числятся 3 рейса по 30 пассажиров в день. Но какими налогами и поборами эти 90 человек ни обложи, не хватит даже на оплату электроэнергии для подсветки полосы и рулежных дорожек. И таких аэропортов у нас в России большинство.
Да и сравните сами: пятисоткилометровый перелет по маршруту, скажем, Москва – Липецк - Москва на самолете Як-40 обойдется в 9500 рублей, а на поезде в "плацкарте" или автобусом такая же поездка стоит чуть больше 1000 рублей. Кстати, вы не задумывались, почему в Барселону или Египет можно слетать за 6000 рублей (туда и обратно), хотя они примерно в семь раз дальше от Москвы, чем тот же злополучный Липецк? Что уж говорить про дальние расстояния нашей необъятной Родины! Самый дешевый перелет Москва-Хабаровск-Москва стоит от 36 000 рублей, Москва-Иркутск-Москва – от 21 000 рублей.
Иными словами, авиационные "рублекилометры" в нашей стране зачастую в разы кроют тарифы наших более богатых соседей. И вовсе неудивительно, что аэропорты в стране исчезают как класс, ведь в регионах зарплата 10 000 рублей считается уже неплохой, а пенсии граждан начинаются от 3 000. Какие уж тут могут быть авиаперелеты!
Сколько стоит модернизация "Урюпинских авиалиний"?
Тем не менее, премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от глав регионов, которые взяли в собственность аэропорты, модернизировать их в ближайшее время. На сегодняшний день регионам передано 14 объектов. "Это ваша инициатива, но получив аэропорт, субъект Федерации обязан привести его в порядок, - подчеркнул премьер-министр. - Нужно сделать это самостоятельно - за счет регионального бюджета либо, привлекая инвестора. В тех аэропортах, которые остаются в федеральной собственности, также необходимо использовать все ресурсы для привлечения инвесторов, причем не только к строительству терминалов и привлекающей инфраструктуры, но и к реконструкции самих взлетно-посадочных полос".
Задумка, может быть, и хорошая, но, увы, тот десяток аэропортов, в которых это может быть реализовано, вы, уважаемые читатели, назовете и без моей помощи. Остальным без господдержки, а точнее 100-процентной госдотации, не выжить. Пока же средняя "скорость закрытия" аэропортов в России составляет более 30 в год. И вот про это Владимир Путин не сказал ни слова. Как будто не знал. Или не хотел говорить, ибо эта проблема в настоящий момент (или этим правительством, или в этой стране) нерешаема. В общем, как говорится, "петух прокукарекал, а там, хоть и не рассветай". Кстати, железнодорожная или автомобильная альтернатива добраться куда-либо абсолютно не светит подавляющему большинству небольших городов Дальнего Востока или Сибири.
Там сети дорожных коммуникаций либо просто никогда не существовало, либо дороги были уничтожены как класс. Судите сами, если в застойные времена в год строилось порядка 10 тысяч километров дорог, а общая протяженность дорожной сети была около 980 тысяч километров, то сейчас строится около 900 километров в год, а общая длина дорожной сети, по разным оценкам, не превышает 800 тысяч километров. Да и строительство дорог в нашем климате с перепадами температуры от -30С до + 30С -штука, в общем, тоже весьма дорогая, ибо по себестоимости приближается к строительству взлетно-посадочной полосы.А что же инновации? Нанотехнологии? Поезда "Сапсан" и Четвертое транспортное кольцо Москвы, которое дороже 20 лет инвестиций во все российские космические программы? Эти мегатраты живут и побеждают в Москве и Питере за счет налогов в бюджет тех самых россиян, которые теперь посмотреть на эти города могут лишь виртуально, из своего "урюпинского" интернет-кафе.
"Крылья, крылья!" Мозги!
Однако пора мыслить практически. Самолеты и аэропорты – штука дорогая. Но летать по воздуху можно и другими способами. На мой взгляд, строительство транспортно-пассажирских дирижаблей для местных перелетов - вещь достаточно удобная и не требующая дорогущей инфраструктуры. По сути, пассажирский дирижабль для России это летающий автобус, которому не требуются дороги, а сооружение причальной мачты для подобного вида транспорта по силам даже сельскому кузнецу. Но это тема для отдельного материала, который я хочу очень подробно обсудить с самым известным дирижаблестроителем России Станиславом Федоровым после его возвращения с Чемпионата Мира по тепловым дирижаблям.
От себя лишь могу заметить, что подобные разработки уже давно есть в чертежах и расчетах, а спортивные дирижабли уже поставили не один мировой рекорд, показав высокое превосходство нашей воздухоплавательной конструкторской мысли. Но пока нашей власти это не интересно, остается оправдывать ее, лишь уповая на то, что "плохие министры" по-прежнему все скрывают от доброго царя.
Свежие комментарии