2 марта 1969 года на аэродроме де Тулуз - Бланьяк в Тулузе, Франция, первый сверхзвуковой прототип авиалайнера Аэроспасьяль-BAC Concorde (F-WTSS) совершил свой первый полет. В кабине были André Edouard Turcat, Henri Perrier, Michel Retif и Jacques Guinard. Полет продолжался 29 минут.
Во время испытаний, борт 001 пролетел в общей сложности 812 часов 19 минут, в том числе 254 часов 49 минут сна сверхзвуке.
Экипаж Конкорда: слева направо: А. Тюрка, А. Перрье, М. Ретиф, Ж. Жинар
26 октября 1962 года правительства Франции и Великобритании подписали финансово-экономическое соглашение о совместном создании сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) "Конкорд". Днем раньше было подписано соглашение между английской фирмой ВАС и французской SNCASE, из которого следовало, что англичане берут на себя две трети работ по двигательным установкам, а французы — примерно шестьдесят процентов всех работ по планеру и его системам. При этом фирмы взяли на себя обязательства организовать и координировать работы десятков фирм Франции и Англии, которые примут участие в программе.
Согласованный график работ предусматривал облет опытного образца в 1966 году, в следующем году — облет предсерийного самолета, еще через год — серийного и выпуск первых самолетов на линию в 1970 году. При этом предполагалось, что стоимость работ составит 170 миллионов фунтов стерлингов, а цена самолета не будет превышать 10 миллионов долларов
Однако со временем стали возникать технические проблемы, которые затягивали время реализации отдельных этапов программы Строительство двух опытных образцов началось лишь в феврале 1965 году, а испытание первого из них, как уже говорилось, состоялось в марте 1969 года.
Первый предсерийный самолет "Конкорд" был облетан в декабре 1971 года, а первый серийный — в октябре 1973 года.Увеличившаяся масса и затянувшийся период разработки повлекли за собой многократное увеличение затрат по программе и продажной цены самолета. После подведения итогов выяснилось, что за период 1962—1976 годов Франция и Великобритания вместе израсходовали 1200 миллионов фунтов стерлингов. Цена самолета, которая в начале 1970-х годов составляла 25 миллионов долларов, в 1974 году — 40,25 миллионов, возросла в 1976 году до 60 миллионов.
21 января 1976 года два самолета "Конкорд" одновременно начали выполнять регулярные пассажирские рейсы на трассах Париж—Рио-де-Жанейро и Лондон—Бахрейн. В общей сложности до 1978 года было построено 18 самолетов.
Хотя в 1972 году поступили предварительные заказы на строительство 74 самолетов, однако запрещение полетов сверхзвуковых пассажирских самолетов над территорией США (позднее такой запрет ввели многие страны, в том числе Япония) привело к аннулированию большинства заказов.
По мере развития самолета от опытного образца до серийного он подвергся значительным доработкам, в результате чего изменились не только габариты, масса и характеристики, но и стоимость программы и цена самолета. В проекте "Супер-Каравелла" предполагалось, что взлетная масса самолета составит 92 тонны, а в предварительном проекте "Конкорд" — 130 тонн. В действительности взлетная масса первого опытного образца составила 148 тонн, а в процессе доработок она возросла до 156 тонн. Предсерийный самолет уже имел массу около 175 тонн, а серийный — свыше 180 тонн. Соответственно увеличились и габариты, в первую очередь длина фюзеляжа (с 56,24 метра у опытного образца и 58,84 метра у предсерийного самолета до 61,66 метра у серийного самолета).
Первоначально предусматривалось, что самолет будет перевозить 90— 110 пассажиров на расстояние 4500 километров со скоростью порядка М = 2,2. В ходе работ максимальная дальность самолета возросла до 6580 километров, однако крейсерскую скорость пришлось ограничить величиной М = 2,04.
"Конкорд" представляет собой построенный по схеме "бесхвостка" низкоплан с овальным, поперечно изогнутым крылом. Управление по курсу обеспечивается классическим вертикальным оперением с двухсекционным рулем направления.
Фюзеляж лайнера выполнен в виде цилиндрической конструкции с относительно малым поперечным сечением. Ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки "Конкорд" снабжен высоким шасси, в результате чего ось самолета находится на высоте 5,4 метра над поверхностью земли.
Для увеличения видимости из кабины пилотов во время взлета и посадки носовая часть фюзеляжа может опускаться. Шасси — трехстоечное, со спаренными передними колесами и четырехколесными тележками на главных стойках. "Конкорд" снабжен тремя независимыми гидравлическими системами — двумя основными и одной аварийной. Они обеспечивают работу гидроусилителей управляющих поверхностей, выпуск и убирание шасси, управление передними колесами во время маневрирования на земле, взлета и посадки, опускание и подъем передней части фюзеляжа, работу топливных насосов балансировочной системы и регулирование входных и выходных устройств двигательной установки.
Схема наглядно демонстрирует, как различные компании по обе стороны Ла-Манша участвуют в проектировании и строительстве Concorde.
Самолет рассчитан на небольшие перегрузки, в связи с чем скорости его снижения и маневра ограничены. Для изготовления самолета использовались главным образом жаропрочные сплавы алюминия. Из сплавов титана и стали выполнены элементы двигательной установки, обшивка руля направления и некоторые части шасси.
Для обеспечения минимальной массы самолета выбрана конструкция планера, соответствующая принципу равнопрочности всех ее элементов. Кроме того, большая часть конструкции выполнена методом фрезерования целых панелей, что позволило исключить множество соединений, предотвратить деформацию обшивки и изменение формы профиля в полете. Технологическое разделение также отличается от традиционного: конструкция разделена на секции, каждая из которых состоит из части фюзеляжа и прилегающей к нему части крыла. Это облегчает соединение лонжеронов крыла с силовыми шпангоутами фюзеляжа. Обшивка крыла выполнена из монолитных, предварительно напряженных панелей, в результате чего масса самолета уменьшилась приблизительно на 20 процентов (по сравнению с традиционными конструкциями).
Четыре турбореактивных двигателя "Олимп" 593 совместной разработки фирм "Бристоль" и SNECMA расположены попарно в двух подкрыльных гондолах таким образом, что срез выходных сопел находится в плоскости задней кромки крыла. Двигатели оснащены форсажными камерами и устройствами реверса тяги. Основная задача форсажных камер сводится к увеличению тяги во время взлета и при переходе самолета через скорость звука. Конструкция реверсов тяги обеспечивает во время посадки тормозную силу, равную 45 процентам взлетной тяги. "Олимп" 593 представляет собой усовершенствованный вариант двигателя "Олимп" 22К тягой на форсаже 146,80 кН (14970 килограммов), установленного на самолете TSR.2. У каждого двигателя имеется отдельный регулируемый воздухозаборник прямоугольного поперечного сечения.
К середине 1980-х годов двигательные установки были усовершенствованы, что позволило снизить уровень акустического нагружения и повысить их экономичность. Для защиты окружающей среды от выхлопных газов двигателей, содержащих большой процент окислов азота, разрушающих озоновый слой атмосферы, были снижены эксплуатационные диапазоны высот полета и повышены требования к чистоте выхлопных газов. Это удалось добиться путем снижения степени сжатия компрессоров двигателей.
Топливная система включает 17 кессонных топливных баков, расположенных в крыле и фюзеляже. Их емкость составляет 119 786 литров. Топливо используется также для изменения положения центра тяжести самолета во время преодоления звукового барьера и для охлаждения конструкции. Этой цели служат четыре балансировочных бака (в передних околофюзеляжных частях крыла с максимальной стреловидностью) и бак в хвостовой части фюзеляжа (за задней кромкой крыла).
За время эксплуатации "Конкордов" были получены интересные статистические данные: абсолютное большинство пассажиров сверхзвуковых лайнеров — 82 процента — составляют мужчины, их средний возраст — 48 лет. Из них большинство — 44 процента — представлено американцами, на втором месте — 28 процентов — французы, следом идут жители Европы — 18 процентов и представители других стран — 10 процентов.
Больше всего свое время ценят высокопоставленные политические деятели — 44 процента всех пассажиров, после них идут промышленники и бизнесмены, затем — спортсмены и деятели искусства, и просто состоятельные пассажиры.
Полеты на "Конкордах" выполняются строго по графику: задержка рейса не превысила трех минут! Но эту идеальную картину до основания разрушил "черный вторник" — 25 июля 2000 года.
Сообщение о катастрофе привело в состояние шока не только Францию, но и всю Европу. Еще бы, разбился сверхзвуковой "Конкорд", считавшийся до этого самым безопасным и надежным самолетом в мире. За двадцать пять лет непрерывной эксплуатации "Конкорд" ни разу не потерпел аварию! Имели место только два летных инцидента.
Гибель "Конкорда" повлекла за собой необратимые последствия. Парижская, Нью-Йоркская и Токийская биржи моментально отреагировали на катастрофу заметным падением курса авиакомпаний "Эр франс" и "Бритиш Эйрвейз", а американские СМИ начали атаку против европейских авиакомпаний.
Однако вскоре из Парижа поступило сообщение о том, что "Эр Франс", которой принадлежал "Конкорд", разбившийся 25 июля, подала в суд на американскую авиакомпанию "Континентал Эйрланс". Комиссия, расследовавшая причины катастрофы "Конкорда", закончила свою работу и пришла к выводу, что причиной трагедии стала отвалившаяся деталь американского аэробуса "Дуглас ДК-10", который взлетел с той же полосы перед "Конкордом". Специалисты установили: острый кусок металла, обнаруженный при тщательном осмотре взлетно-посадочной полосы, пробил шину французского самолета, что привело к ее взрыву и пожару двигателей. Согласно международному своду законов, авиаперевозчик несет ответственность за ущерб, причиненный предметами, упавшими с его воздушного судна. Этот закон и позволил "Эр Франс" предъявить иск американской авиакомпании на возмещение ущерба от падения "Конкорда". С аналогичными исками, в суд обратились адвокаты, представляющие интересы родственников погибших при катастрофе.
Летно-технические характеристики "Конкорда":
Размах крыла ‑ 25,56 м
Длина - 62,74 м
Высота ‑ 11,32 м
Площадь крыла ‑ 358,25 кв. м
Максимальная взлетная масса - 185000 кг
Масса пустого снаряженного самолета - 78698 кг
Крейсерская скорость ‑ 2179 км/ч (М=2,04)
‑ сверхзвуковая ‑ 2179 км/ч (М=2.04)
‑ дозвуковая ‑ 970 км/ч
Перегоночная дальность ‑ 7500 км
Практическая дальность
‑ на сверхзвуке - 6470 км
‑ на дозвуке - 4900 км
Практический потолок - 18288 м
Экипаж ‑ 3‑4 человека
Полезная нагрузка ‑ 144 пассажира или 12700 кг груза.
Первый лайнер, собранный в Англии. Прототип Concorde 002 — G-BSST находится возле ангара British Aircraft Corporation. До первого полета остаются еще многие месяцы наземных испытаний. 19 сентября 1968 года.
Первый полет Concorde, продлившийся менее получаса. 2 марта 1969 года.
Прототип Concorde 002 G-BSST совершает свой первый рейс из Филтона, Англия. 9 апреля 1969 года.
Во время 45-го испытательного полета скорость самолета впервые превысила число Маха. На высоте около 10 000 метров и на 75-километровом отдалении от Тулузы, Concorde 001 (F-WTSS) в течение 9 минут удерживал скорость в 1,05 Маха. 1 октября 1969 года.
На снимке показаны детали первых серийных самолетов (201 для Франции и 202 для Великобритании).
Кабина пилотов Concorde.
Именно так выглядел пассажирский салон во французско-британском сверхзвуковом лайнере.
Компания Pepsi решила использовать популярность лайнера в рекламных целях.
Королева Великобритании Елизавета II с супругом Филиппом Маунтбаттеном спускаются по трапу с лайнера авиакомпании British Airways. Май 1991 года.
Снимок, сделанный во время особого полета Concorde на карибский остров Святого Мартина. 1989 год.
Первая и единственная катастрофа Concorde, ставшая одной из причин снятия самолетов с эксплуатации. 25 июля 2000 года сверхзвуковой лайнер компании Air France рухнул на здание гостиницы в Парижском муниципалитете Гонесс. Ни один из 109 человек, находившихся на борту, не выжил. Согласно заключению комиссии, причиной катастрофы стало пробитие куском покрышки балансировочного топливного бака самолета.
После снятия серии Concorde с эксплуатации судьба самолетов сложилась по-разному. К примеру, первый лайнер авиакомпании British Airways теперь находится в Национальном музее полета в Шотландии.
Сверхзвуковые лайнеры Concorde использовались всего двумя авиакомпаниями: British Airways и Air France. Каждая из них владела 7 самолетами, перевезшими за 27 лет эксплуатации более 3 миллионов пассажиров и налетавших в общей сложности 243 845 часов.27 ноября 2003 года состоялся последний полет авиалайнера. Самолет приземлился в Бристоле, именно там, где когда-то и был построен Concorde G-BSST. После чего история сверхзвуковой машины подошла к концу.
http://nnm.me/blogs/X-Hunter777/27-let-poletov-istoriya-sver...
http://www.tiptoptech.net/konkord.html
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Xq_5i_R...
Свежие комментарии